Об абстрактном и всеобщем (общественном) труде

Dec 26, 2011 11:31

Меня спрашивают, что я понимаю под абстрактным трудом, и эта категория, по моему мнению, крайне важна для понимания взглядов г-на Маркса. Например, я полагаю, что ни о какой коммунистической формации нельзя говорить, пока в общественном производстве преобладает абстрактный труд. Спрашивали, - отвечаем, вернее пытаемся ответить. Проблема в том, что ( Read more... )

Leave a comment

Comments 41

nikolay_zaikov December 26 2011, 11:02:21 UTC
Вопрос, насколько я понимаю, не в том что такое абстрактный труд, а в том как сделать труд в современной экономике неабстрактным. Как вы себе представляете, к примеру, завод по выплавке стали или ту же фабрику по пайке плат без абстрактного труда.
Что же касается пояснения самого термина, меня во время чтения не покидало ощущение что что-то главное постоянно ускользает, и мы все время имеем дело со следствиями, а не причинами. Ваше право не любить подобной "абстрактной" -) критики, мое право не вдаваться в подробности, но действительно очень странно выглядит исторически неабстрактный труд. Мы его встречаем в первобытном социуме, о котором знаем крайне мало, чтобы делать выводы о бескорыстности охотника, просто так делящегося едой с племенем (думаю, было не так). Далее он по мере роста организации труда в социуме все больше и больше мельчал и загонялся в резервации, и существовал в тех сферах деятельности, которые по каким-то причинам не получалось организовать.

Reply

stalinist December 26 2011, 17:55:51 UTC
Как сделать труд неабстрактным? Это неправильный вопрос. Правильно будет так: как избавиться от абстрактного труда?

Судя по описанию тов. Смирнова, абстрактный труд вполне может быть заменен роботами, поскольку он (абстрактный труд, конечно, а не тов. Смирнов!) лишен творческого начала.

Кстати, даже абстрактный труд упомянутых им управленцев заменяется компьютерными системами вроде SAP.

Reply

nikolay_zaikov December 26 2011, 19:00:47 UTC
Нет, зачем же избавляться от труда, при столь его огромном социальном значении -). Труд-чародей, все дела -)
Надо именно что продолжать трудиться, но уже неабстрактно -).
Оцифровать можно лишь часть труда управленца - все будет хорошо, пока внешние факторы будут адекватным программе, и наоборот, программу надо будет постоянно переписывать и менять, подстраиваясь под внешние изменения.

Reply

ashesbeats December 26 2011, 19:05:39 UTC
>Судя по описанию тов. Смирнова, абстрактный труд вполне может быть заменен роботами

Не может. Он ведь и абстрактным то называется только потому, что рабочим непонятно, нах он вообще нужен? Что от него толку кроме зарплаты? Кому польза кроме капиталиста?

Reply


ashesbeats December 26 2011, 19:01:56 UTC
дочитал вот до этого:

>Возьмем условного производителя наконечников для стрел, уже бронзовых. Он хочет в процессе обмена получить побольше вещей и соответственно произвести больше наконечников для обмена.

Здесь делается предположение о том, чего хотел хз когда неизвестно кто. И делается оно с точки зрения человека, живущего при капитализме. Т.е. воспитанного при капитализме и, таким образом, впитавшего с молоком матери стандартные для капитализма мотивации. Они этому человеку могут нравиться, они могут ему не нравиться. Но мотивации эти повсеместно влияют на его обычную жизнь. И на его выводы из рассуждений. Множество названий видов труда без объяснения сути терминов - это ведь следствие непонимания мотивов такой деятельности. У человека капитализма нет достойных доверия ответов на вопрос "зачем?". А вопрос уже есть. Это причина всемирного кризиса.

Reply

smirnoff_v December 27 2011, 08:03:48 UTC
Если бы вы не поленились прочитать дальше, то узнали бы, что речь идет об условном (на этом акцент) производителе, а в реальности процесс был сложный и долгий измеряемый тысячами лет.

Reply


ivanova_ffm December 26 2011, 19:07:31 UTC
Виктор, мне вопрос о труде в развитии человека и человечества тоже представляется крайне важным ( ... )

Reply

ashesbeats December 26 2011, 19:28:52 UTC
> Простые профессии, если они не вредны и не тяжелы, непременно должны существовать. Ведь не все могут (и хотят) непременно "работать головой".

Если речь идет о неотчужденном труде то, насколько я понял, должны вообще отсутствовать социальные ограничения на род занятий. Т.е., грубо говоря, все профессии нужны, все профессии важны. И труд дворника должен быть так же почетен, как труд президента чего-нибудь. Лишь бы человеку нравилось этим заниматься и вреда он наносил как можно меньше.

>Вы цитируете Межуева, что человеку присуща "органическая потребность труда, в форме бессознательного влечениия или инстинкта". Это доказано биологами?

Для биологов вышеприведенная цитата все равно, что утверждение, что Бог существует. Они никогда не смогут ни доказать его, ни опровергнуть. Как по-моему, речь идет о том, что каждый человек, в конце концов всех рассуждений, хочет быть полезен для других людей. Хоть как-то.

Reply

ivanova_ffm December 26 2011, 19:38:59 UTC
ht_tp://evolbiol.ru/altruism.htm
Вот здесь доклад А. Маркова об альтруизме биологичесих форм. Если бы "каждый человек хотел быть полезен другим людям хоть чем-нибудь", то мы бы жили уже сейчас в совершенно другом мире.

Reply

ashesbeats December 26 2011, 19:52:16 UTC
> Если бы "каждый человек хотел быть полезен другим людям хоть чем-нибудь", то мы бы жили уже сейчас в совершенно другом мире.

Так мы уже сейчас и живем в совершенно другом мире. С чем ни сравни. :D

Reply


ashesbeats December 26 2011, 19:33:53 UTC
> То есть, цель научно-технического прогресса, вообще говоря, чужда человечесkой природе?

Цель НТП проста: вложить поменьше, получить побольше. Путем алгоритмизации и унификации процессов производства. Т.е. путем, в общем говоря, увеличения доли бессмысленного для исполнителя труда. Абстрактного. Насколько это соотносится с природой человека сказать сложно.

Reply


kihotkin December 27 2011, 06:42:36 UTC
Мне чуть-чуть не понравился момент про то, что разный квалифицированный, свободный, творческий труд несравним (в "стоимости" и "цене") в принципе. Я при наступлении неизбежного светлого будущего радикальным образом настроен продолжать сопоставлять перспективность тех или иных видов общественных производств (материальных или не материальных), посредством сопоставления необходимых для них трудозатрат. А основной практический косяк во взаимоотношениях капитала и всеобщего труда, мне видится, не столько в невозможности первым рассчитывать стоимость второго, сколько в невозможности оценивать ценность создаваемого продукта (который (а) увеличивает свою потребительскую стоимость от свободного распространения, (б) вступает в сложную систему синергетических связей с полезностью миллионов других продуктов общества). Ну и плюс в невозможности мотивировать таких работников, ибо вопрос денег тут уходит далеко на десятый план.

Reply

smirnoff_v December 27 2011, 08:20:24 UTC
То, о чем вы говорите, вполне себе аспекты, следствия одного - неприменимости закона стоимости. Я в ближайшие дни напишу еще текст о свободном времени и о цели прогресса по Марксу - там эти вопросы будут затронуты.

Reply


Leave a comment

Up