Меня спрашивают, что я понимаю под абстрактным трудом, и эта категория, по моему мнению, крайне важна для понимания взглядов г-на Маркса. Например, я полагаю, что ни о какой коммунистической формации нельзя говорить, пока в общественном производстве преобладает абстрактный труд. Спрашивали, - отвечаем, вернее пытаемся ответить. Проблема в том, что
(
Read more... )
Comments 41
Что же касается пояснения самого термина, меня во время чтения не покидало ощущение что что-то главное постоянно ускользает, и мы все время имеем дело со следствиями, а не причинами. Ваше право не любить подобной "абстрактной" -) критики, мое право не вдаваться в подробности, но действительно очень странно выглядит исторически неабстрактный труд. Мы его встречаем в первобытном социуме, о котором знаем крайне мало, чтобы делать выводы о бескорыстности охотника, просто так делящегося едой с племенем (думаю, было не так). Далее он по мере роста организации труда в социуме все больше и больше мельчал и загонялся в резервации, и существовал в тех сферах деятельности, которые по каким-то причинам не получалось организовать.
Reply
Судя по описанию тов. Смирнова, абстрактный труд вполне может быть заменен роботами, поскольку он (абстрактный труд, конечно, а не тов. Смирнов!) лишен творческого начала.
Кстати, даже абстрактный труд упомянутых им управленцев заменяется компьютерными системами вроде SAP.
Reply
Надо именно что продолжать трудиться, но уже неабстрактно -).
Оцифровать можно лишь часть труда управленца - все будет хорошо, пока внешние факторы будут адекватным программе, и наоборот, программу надо будет постоянно переписывать и менять, подстраиваясь под внешние изменения.
Reply
Не может. Он ведь и абстрактным то называется только потому, что рабочим непонятно, нах он вообще нужен? Что от него толку кроме зарплаты? Кому польза кроме капиталиста?
Reply
>Возьмем условного производителя наконечников для стрел, уже бронзовых. Он хочет в процессе обмена получить побольше вещей и соответственно произвести больше наконечников для обмена.
Здесь делается предположение о том, чего хотел хз когда неизвестно кто. И делается оно с точки зрения человека, живущего при капитализме. Т.е. воспитанного при капитализме и, таким образом, впитавшего с молоком матери стандартные для капитализма мотивации. Они этому человеку могут нравиться, они могут ему не нравиться. Но мотивации эти повсеместно влияют на его обычную жизнь. И на его выводы из рассуждений. Множество названий видов труда без объяснения сути терминов - это ведь следствие непонимания мотивов такой деятельности. У человека капитализма нет достойных доверия ответов на вопрос "зачем?". А вопрос уже есть. Это причина всемирного кризиса.
Reply
Reply
Reply
Если речь идет о неотчужденном труде то, насколько я понял, должны вообще отсутствовать социальные ограничения на род занятий. Т.е., грубо говоря, все профессии нужны, все профессии важны. И труд дворника должен быть так же почетен, как труд президента чего-нибудь. Лишь бы человеку нравилось этим заниматься и вреда он наносил как можно меньше.
>Вы цитируете Межуева, что человеку присуща "органическая потребность труда, в форме бессознательного влечениия или инстинкта". Это доказано биологами?
Для биологов вышеприведенная цитата все равно, что утверждение, что Бог существует. Они никогда не смогут ни доказать его, ни опровергнуть. Как по-моему, речь идет о том, что каждый человек, в конце концов всех рассуждений, хочет быть полезен для других людей. Хоть как-то.
Reply
Вот здесь доклад А. Маркова об альтруизме биологичесих форм. Если бы "каждый человек хотел быть полезен другим людям хоть чем-нибудь", то мы бы жили уже сейчас в совершенно другом мире.
Reply
Так мы уже сейчас и живем в совершенно другом мире. С чем ни сравни. :D
Reply
Цель НТП проста: вложить поменьше, получить побольше. Путем алгоритмизации и унификации процессов производства. Т.е. путем, в общем говоря, увеличения доли бессмысленного для исполнителя труда. Абстрактного. Насколько это соотносится с природой человека сказать сложно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment