Поговорим о другом «инстинкте», а именно об «инстинкте» господства. Вообще это сложный разговор, потому как «господство» - весьма многозначное понятие. Я буду говорить о господстве, как о преодолении отчуждения, как о постижении и присвоении. Но формы и способы этого преодоления могут быть различны. Это и познание и понимание, о чем я
пишу тут, но
(
Read more... )
И, получается, что вопрос не в возможности избывания инстинктов, а, скажем так, в возможности избавления от КАКИХ-ЛИБО форм асоциального поведения или от преступности.
Согласитесь вопросы о неизбежности существования инстинктов и неизбежности огрехов в воспитании и социализации - совершенно разные вопросы.
Я, кстати, тоже не уверен в том что упомянутые огрехи можно полностью исключить. Сложная деятельность (воспитание) над сложным объектом (воспитуемый человек) всегда будет приводить к каким-то ошибкам. Но тут еще вопрос и в масштабах ошибок. Если заведомо известно (и к этому готовы) что возможны разнообразные отклонения в воспитании, то эти отклонения можно компенсировать на относительно безобидной стадии их развития. Если проводить инженерные аналогии, то в сложную систему с предположительно ненадежными или нестабильными компонентами вводятся избыточные контуры позволяющие системе в целом проявлять необходимые характеристики.
Так что... от крайних уродливых форм асоциального поведения обществу избавиться удастся, если оно поставит задачу освобождения от таких форм.
Reply
1. А как быть, если не все считают это поведение нехорошим?
2. Почему его не исправили до сих пор?
3. Есть ли основания полагать, что оно будет исправлено при коммунзиме?
Reply
Leave a comment