Крым. Геополитическое.

Aug 12, 2016 13:19

Часто слышу о том, что геополитика есть сущий вздор. Возможно в том виде, в каком она представлена у классиков этой парадигмы, она и вздор, но вот насчет Крыма все бросается в глаза.
С Крымом вообще любопытно. Он сам по себе с этой, «геополитической» точки зрения, России как бы особо и не нужен. Черное море вполне можно накрывать и с Северного Кавказа - помнится, один мой друг активно доказывал мне это еще в самом начале украинского кризиса. Конечно, некоторое продвижение на Запад есть, ибо Севастополь, конечно, западнее Новороссийска, но вряд ли оно того стоит. Проблема на самом деле в другом, а именно в том, что Крым, давая самой России не так уж и много, очень много дает противникам России, коли находится в их руках. Т.е. Россия вынуждена контролировать Крым в первую очередь для того, чтобы его не контролировал потенциальный противник. Впервые опасность такого положения было продемонстрировано существованием крымского ханства, этого кинжала в руках Османской империи, и трехсотлетней кровавой раны в теле русского государства. Крым в руках врага, это чуть ли не крах всей системы обороны, это сверхуязвимость для России, и любое, мало-мальски адекватное правительство России не могло бы допустить перехода Крыма в руки потенциального противника никогда. Любыми средствами, вплоть до полномасштабной войны.

Тот максимум уступок, который мог быть сделан без полной утраты суверенитета, и был сделан в ельцинскую эпоху. Речь идет о Крыме в составе Украины, с сохранением базы в Севастополе, и главное, с нейтральным как говно в проруби статусом Киева. Собственно в ту эпоху тотальной сдачи почти всего, сама база в Севастополе была всего лишь дополнительными гарантом того, что там не появится натовской базы. Основным гарантом, повторю я еще раз, был нейтральный статус Украины. Собственно на этот статус и замыкалась вся система договоренностей Россия - НАТО на юго-востоке Европы. Крым не российский, но и противнику не принадлежит.

И с такой ситуацией российские элиты, мечтающие о благословенном Западе, готовы были мириться еще очень долгое время. Этот баланс сломал на самом деле вовсе не Путин. Этот баланс сломал Запад, нарушив все негласные договоренности и поставив Путина в ситуацию шахматной вилки между полной капитуляцией и стратегическим решением «Крым наш». Запад вообще ошибся только в нескольких вещах, а именно он недоучел ловкость, с которой эту операцию проведут российские силовики, твердость настроений подавляющего большинства крымчан, а так же всестороннюю слабость Украины.

В результате вместо горячей точки, постоянно тлеющей и вытягивающей из России ресурсы, Крым наоборот, превратился в пример успеха политики Путина. Впрочем, как мы можем видеть по недавним попыткам диверсий, все надежды они еще не оставили.

Кстати сказать, Запад не зря раскручивает тему российской агрессии в Прибалтике. Дело в том, что Прибалтика, хотя и в меньшей степени, но подобна Крыму. Сама по себе Прибалтика России не нужна от слова «вообще». Она и во времена Ивана Грозного была не нужна. И при Петре тоже ни к чему. Не помню уже имени автора, который логично доказывал это тем, что вся торговля в России шла по рекам, и с этой точки зрения того, что уже принадлежало Московскому царству - устье Невы, Нарва, Орешек, вполне было достаточно для окна в Европу. А вся ливонская война, де, была совершенно излишней.

На самом деле ситуация с Прибалтикой напоминает ситуацию с Крымом, и будучи не особенно нужна Москве, она должна ей принадлежать, что бы там не засел враг Москвы.
Московских властителей, в этом смысле, вполне устраивал вассальная Ливония, но к середине XVI века она ослабла и разложилась совершенно, а в Европе уже были заметны настроения, направленные на раздел этих территорий. Так что Иван Грозный как и Путин :) попал в безвыходную ситуацию. Воевать там России было очень неудобно, оправляя покрепления и припасы кружным путем, через Неву. И не удивительно, что русская дипломатия пыталась решить проблему компромиссно, в том числе, намереваясь возродить Ливонию в более устойчивой форме - я имею в виду проект с принцем Магнусом.

Похоже дело обстояло в эпоху петровских завоеваний. Устье Невы было захвачено довольно скоро и выход к морю, собственного говоря, был этим прорублен, но этот выход никак не мог считаться надежным, когда рядом, с территорий Эстляндии (ныне Эстонии) и Финляндии над ним нависала сильная иноземная держава, которая являлась бы потенциальным противником, даже если бы в конкретном случае удалось заключить мир. А Швеция в ту эпоху такой державой была. Следовательно, у России не было другого выхода, кроме как подчинить себе и эти территории, что и было сделано.

Таким образом, НАТОвская активность в Прибалтике имеет смысл как попытка втянуть Россию в борьбу за эти территории, причем Россия будет выставлена агрессором. И надежды на успех своего дела Запад питает именно потому, что Прибалтика в руках противника для России слишком опасна. Пока это не так заметно, но как только заработает в полной мере Северный поток, я полагаю, мы сможем наблюдать прямые провокации тех же эстонцев, направленные на то, что бы затруднить его работу и как то этой угрозой шантажировать Россию. Понятно, что в этом случае Эстония выступить как тот мальчишка, продающий кирпич и за спиной которого стоят здоровые уркаганы. Впрочем, и проблема калининградского анклава в конце концов должна быть решена и как бы Россия не старалась отложить ее на потом, ее заставят.

Впрочем, напоследок я хочу вернуться к Крыму и обратить внимание на еще одно геополитическую закономерность, известную со времен крымских ханов. А именно ту, что нельзя владея Крымом не владеть северным Причерноморьем. Это предполье Крыма в стратегическом плане является его частью. Так чтэ…
Previous post Next post
Up