"Победит, представляющий собой сплав, содержащий 90% вольфрама и 10% кобальта, был разработан в 1929 году советскими специалистами. Основная задача, которую ставили перед собой разработчики, заключалась в том, чтобы создать материал, способный придать исключительную твердость рабочей части режущего инструмента. Из нового сплава стали изготавливать победитовые напайки, что позволило значительно повысить эффективность использования сверл, а также выполнять с их помощью обработку высокопрочных материалов".
Из советского справочника инструментальщика.
(Фото только для иллюстрации текста).
Итак, шёл 89-й год, делались последние штрихи перед отъездом в Израиль. Несмотря на все возражения жены -" какого черта ты засовываешь в багаж инструменты, это же большой вес ?!", я с гордостью отвечал, что это уникальные инструменты и такие нигде, во всем мире, не купишь, даже в Израиле. Особенно мне был дорог набор свёрл с победитовыми напайками, которые я купил (а вернее произвел бартерную сделку за бутылку водки) у одного знакомого инструментальщика. Что я собирался с ними делать в Израиле? Сегодня я не могу это объяснить. Для сверления бетона они не годились. А идти работать на какой-то завод, где бы я использовал эти советские победитовые сверла... по меньшей мере было идиотизмом. Но тогда мне так не казалось. Я воображал, что при помощи этих замечательных свёрл, мне удастся поднять уровень израильской промышленности на недосягаему высоту.
Таможенник докопался до пенала с этими свёрлами практически сразу. А надо сказать, что пенал под них был ручной работы и очень необычной формы. Сделал его один зек, который проходил переподготовку к гражданской жизни на нашем участке. На пенале была выгравирована какая-то тюремная символика, которую сопровождали надписи с этой же тематикой.
- Что это? - с издевкой спросил он.
- Сверла - честно ответил я.
- А это? - он показал на пенал, - разрешение из министерства культуры на вывоз есть?
Ого! А может и правда это какой-то уголовный антиквариат?
Никакого разрешения у меня конечно не было.
- Слушай, - сказал я таможеннику, - а давай выкинем этот пенал. Сверла ведь можно вывозить?
- Интрумент разрешается, - ответил таможенник и зековский пенал куда-то исчез. Ну и черт с ним! Главное сверла! Говорить, что они с победитовыми напайками я не стал, а то таможенник быстро отправил бы меня за разрешением в министерство тяжёлого машиностроения. Да и смотрел он на меня очень подозрительно - еврей, вывозящий из Союза какие-то сверла в зековском пенале... это не укладывалось в его познания о евреях.
Победитовые сверла благополучно добрались до Израиля и через пару месяцев перекочевали в инстументальную тумбочку на моем первом рабочем месте. Ещё через неделю я продемонстрировал их старому технологу Бергеру. Он видел в своей жизни почти всё, даже Сибирь.
Бергер брезгливо взял в руки одно и свёрл и сказал на своём ломаном русском :
- Последний раз я видел аналогичные сверла у Стефа, когда он только начинал работать, в середине 50-х.
- Какой ещё Стеф? - спросил я.
- Вертхаймер*, - ответил Бергер и протянул мне каталог фирмы "Искар".
По дороге домой я со злостью выбросил в ящик с металлической стружкой все свои замечательные победитовые сверла. О чем сегодня очень жалею. Раритет, как-никак.
* Стеф Вертхаймер - израильский предприниматель, миллиардер,создатель фирмы «Искар», занимающейся разработкой и выпуском режущих инструментов.