Две халдейско-несторианские истории.
(9) История Илии Абуны (1862-1955/6).
Этот епископ, урожденный Гиваргис д’Бет Абуна, принадлежал к знаменитому роду, который с XV по XIX век поставлял патриархов Церкви Востока. Монополия семейства Абуна на высшие церковные должности прекратилась только со смертью скандального патриарха Йоханнана Хормизда (ум
(
Read more... )
(1) Организация была гигантская, но во многом эфемерная. На карте выглядит впечатляюще, а фактически - общины, раскиданные по огромному пространству, где коммуникации предельно растянуты и ненадежны. Как обстояло дело с администрацией и дисциплиной - плохо знаю, но очевидцы вроде Рубрука рисуют довольно странную картину.
(2) Не было государств, которые постоянно поддерживали и защищали христиан. Несториане все время зависели от воли правящих иноверцев, которые сегодня пушистые, а завтра могут ножики достать. У раббана Бар Савмы даже усталость исчезла, когда он впервые увидел царя-христианина в Константинополе (есть и другие показательные детали в описании его путешествия). Изменение политической обстановки - а в Азии это постоянно случалось - могло поставить под вопрос существование несториан. Это не Европа, где цари могли сколько угодно меняться, но при каждом всегда батюшка стоял.
(3) При таком охвате организация сталкивалась с целым набором проблем. Например, в Китае она опиралась на переселенцев (католиков там хорошо встретили аланы и армяне), целиком зависела от захватчиков-Юань. Когда тех поперли, для несториан не сделали исключения. Менее очевидно с Индией, где христиане, кажется, вписались в кастовую систему, но их количество как будто постоянно сокращалось, пока они не окуклились в Керале. Но самое важное происходило в Месопотамии, которая всегда была ядром и центром Церкви Востока.
(4) Там христианским общинам постоянно угрожала исламизация и сопутствующая перемена этнической принадлежности (был армянин - стал турок). Навязчивое и довольно насаждение ислама началось лет за сто до крестовых походов. Недавно читал статью, где доказывалось, что только в XI-XII веках начали в массовом порядке закрывать церкви и устраивать в них мечети. Провал крестовых походов и развал монгольской империи усугубили эту тенденцию. Несториане были верными слугами монголов, считали их покровителями, и вот - в 1297 году разрушена резиденция патриарха в Мараге, в 1310 году захвачена эрбильская цитадель и вырезаны ее защитники-христиане. Вообще мусульманский фанатизм в это время подогрелся не только на Ближнем Востоке. Есть известия, что в разных местах мусульмане стали напирать на христианские общины вплоть до резни (непосредственная причина исчезновения первой католической миссии в Китае - миссионеры просто не могли туда добраться).
(5) Может, несториане и пострадали больше других, но им не одним крепко досталось. Организации яковитов и мелькитов тоже распространялись до Средней Азии, они тоже сократились до Ближнего Востока и тоже окуклились. Но у тех был выход к Средиземному морю, а значит, какая-никакая связь с христианским миром. Несториане не смогли там закрепиться, наладить полезные контакты, потому и пошли своим, особым путем.
Reply
Меня смущает в этой версии, что сведений о погромах нет. Все-таки христиан было немало, и уничтожить их, не оставив письменных свидетельств, было бы трудновато. Получается, они сами добровольно ушли в ислам?
Reply
О погромах, кстати, есть сведения. Можно посмотреть хотя бы "Историю мар Явалахи и раббана Савмы".
Reply
А ведь мы (РПЦ) где-то на заре XX века приняли в общение общину из Урмии (Сев.Иран). Какова ее судьба дальше? Их перерезали как изменников, или же именно они в Россию и переехали?
Reply
В Урмии было много православных ассирийцев, но через те места прошел поток беженцев, которые спасались от турок. Англичане направили их в Ирак, оттуда они в основном перекочевали в диаспору. Русская миссия тоже оказалась в Багдаде, ее руководство присоединилось к РПЦЗ. Впрочем, я где-то читал, что еще в 1950-х в Иране был какой-то православный епископ-ассириец, но таких уже давно нет.
Reply
Leave a comment