Misc. Syr. III

Mar 19, 2017 10:06

Две халдейско-несторианские истории.

(9) История Илии Абуны (1862-1955/6).

Этот епископ, урожденный Гиваргис д’Бет Абуна, принадлежал к знаменитому роду, который с XV по XIX век поставлял патриархов Церкви Востока. Монополия семейства Абуна на высшие церковные должности прекратилась только со смертью скандального патриарха Йоханнана Хормизда (ум ( Read more... )

дилетантство, хаккяри, ориент, клерикальное

Leave a comment

smirennyj_otrok March 20 2017, 03:31:09 UTC
Суровый вопрос. Я Вам изложу некоторые соображения, но это ни в коем случае не окончательный ответ. Возможных причин немало, но какая из них была решающей - трудно сказать. На мой взгляд, внешние вызовы наложились на внутренние дефекты организации.

(1) Организация была гигантская, но во многом эфемерная. На карте выглядит впечатляюще, а фактически - общины, раскиданные по огромному пространству, где коммуникации предельно растянуты и ненадежны. Как обстояло дело с администрацией и дисциплиной - плохо знаю, но очевидцы вроде Рубрука рисуют довольно странную картину.

(2) Не было государств, которые постоянно поддерживали и защищали христиан. Несториане все время зависели от воли правящих иноверцев, которые сегодня пушистые, а завтра могут ножики достать. У раббана Бар Савмы даже усталость исчезла, когда он впервые увидел царя-христианина в Константинополе (есть и другие показательные детали в описании его путешествия). Изменение политической обстановки - а в Азии это постоянно случалось - могло поставить под вопрос существование несториан. Это не Европа, где цари могли сколько угодно меняться, но при каждом всегда батюшка стоял.

(3) При таком охвате организация сталкивалась с целым набором проблем. Например, в Китае она опиралась на переселенцев (католиков там хорошо встретили аланы и армяне), целиком зависела от захватчиков-Юань. Когда тех поперли, для несториан не сделали исключения. Менее очевидно с Индией, где христиане, кажется, вписались в кастовую систему, но их количество как будто постоянно сокращалось, пока они не окуклились в Керале. Но самое важное происходило в Месопотамии, которая всегда была ядром и центром Церкви Востока.

(4) Там христианским общинам постоянно угрожала исламизация и сопутствующая перемена этнической принадлежности (был армянин - стал турок). Навязчивое и довольно насаждение ислама началось лет за сто до крестовых походов. Недавно читал статью, где доказывалось, что только в XI-XII веках начали в массовом порядке закрывать церкви и устраивать в них мечети. Провал крестовых походов и развал монгольской империи усугубили эту тенденцию. Несториане были верными слугами монголов, считали их покровителями, и вот - в 1297 году разрушена резиденция патриарха в Мараге, в 1310 году захвачена эрбильская цитадель и вырезаны ее защитники-христиане. Вообще мусульманский фанатизм в это время подогрелся не только на Ближнем Востоке. Есть известия, что в разных местах мусульмане стали напирать на христианские общины вплоть до резни (непосредственная причина исчезновения первой католической миссии в Китае - миссионеры просто не могли туда добраться).

(5) Может, несториане и пострадали больше других, но им не одним крепко досталось. Организации яковитов и мелькитов тоже распространялись до Средней Азии, они тоже сократились до Ближнего Востока и тоже окуклились. Но у тех был выход к Средиземному морю, а значит, какая-никакая связь с христианским миром. Несториане не смогли там закрепиться, наладить полезные контакты, потому и пошли своим, особым путем.

Reply

sibeaster March 20 2017, 06:37:16 UTC
Получается, что оставшиеся в живых несториане сбежали в Курдистан, где до них физически было не добраться? А тех, кто не добежал, либо вырезали, либо принудили принять ислам?
Меня смущает в этой версии, что сведений о погромах нет. Все-таки христиан было немало, и уничтожить их, не оставив письменных свидетельств, было бы трудновато. Получается, они сами добровольно ушли в ислам?

Reply

smirennyj_otrok March 20 2017, 07:06:01 UTC
Сбежали - не совсем точное выражение. Миграция явно была, но тот регион, где несториане сосредоточились к XVI веку (северный Ирак, юго-восточная Турция, крайний северо-запад Ирана), - это часть их исконной территории. Они вовсе не были заперты в горном Курдистане. Самые большие и витальные общины были в Диярбакыре, Мардине, Киркуке и прежде всего в Мосуле (который сейчас штурмуют) и окрестных селениях. В тех же местах были самые значительные монастыри, которые служили духовными центрами (до восемнадцатого века монашество у них еще было). Эти общины и монастыри составили униатскую халдейскую церковь, а собственно несторианство сохранилось только в отдаленных и диких местах.

О погромах, кстати, есть сведения. Можно посмотреть хотя бы "Историю мар Явалахи и раббана Савмы".

Reply

sibeaster March 20 2017, 07:56:08 UTC
О, уже яснее. Выжившие в городах и монастырях общины ушли в унию с Римом, а до диких и симпатичных горцев не дошло)))
А ведь мы (РПЦ) где-то на заре XX века приняли в общение общину из Урмии (Сев.Иран). Какова ее судьба дальше? Их перерезали как изменников, или же именно они в Россию и переехали?

Reply

smirennyj_otrok March 20 2017, 08:35:35 UTC
Немного статистики. Накануне первой мировой на равнинах жили около 100 тысяч христиан-халдеев (200 поселений и 150 церквей), в горах - порядка 100-120 тысяч ассирийцев-несториан.

В Урмии было много православных ассирийцев, но через те места прошел поток беженцев, которые спасались от турок. Англичане направили их в Ирак, оттуда они в основном перекочевали в диаспору. Русская миссия тоже оказалась в Багдаде, ее руководство присоединилось к РПЦЗ. Впрочем, я где-то читал, что еще в 1950-х в Иране был какой-то православный епископ-ассириец, но таких уже давно нет.

Reply


Leave a comment

Up