Еще один конспект на сирийскую тему.
(8) Ординация патриарха Церкви Востока.
Описание церемонии приводит Ассемани (Bibliotheca Orientalis, 3/2, pp. dclxvii-dclxxxiii), который использовал две рукописи: (1) понтификал Vat. Syr. 45-46, переписан в 1556 г. Иосифом, митрополитом Индии, в Мозамбике (!) с образца 1528/9 г., и (2) Vat. Syr. 43, 1701 г., переписана в Риме халдейским патриархом Иосифом II. См. также H. Denzinger, Ritus Orientalium, Coptorum, Syrorum et Armenorum in administrandis sacramentis, 2, Wirceburgi 1864, pp. 248-257.
[Пояснение к нижеследующему. Первоначально несторианская Церковь Востока охватывала территории, входившие в государство Сасанидов, и ее центр располагался в столице этого государства - Селевкии-Ктесифоне. Церковь Кохе, где находился престол архиепископа-митрополита Селевкии и Ктесифона, известна с V века (собор 410 г., кан. 6 и 15; ср. «благословенный престол великой церкви Кохе» в обращении участников собора 424 г.). Согласно позднейшей мифологизированной истории, эту церковь построил мар Мари, апостол Месопотамии: он утвердил там свой престол и завещал, чтобы патриархи Востока обязательно принимали посвящение в Ктесифоне (Maris, Amri et Slibae de Patriarchis Nestorianorum commentaria, ed. H. Gismondi, 2/2, p. 1). Основание Багдада в 35 км севернее Ктесифона предопределило упадок прежней столицы. С восьмого века патриархи жили в Багдаде, хотя «великая церковь Кохе» оставалась символическим центром Церкви Востока. Именно там патриарх должен был пройти посвящение и интронизацию, хотя его резиденция могла находиться где угодно, и место его погребения не было определено обычаем (ср. Maçoudi, Livre de l’avertissement, p. 206). Последнее упоминание о церкви Кохе относится к церемонии рукоположения патриарха Тимофея II, которая состоялась в 1318 году в присутствии 11 епископов. В это время уже наметился упадок несторианской церковной организации, которая охватывала половину Азии, но в XIV и XV веках «стянулась» в северную Месопотамию. - Старший консекрант патриарха, митрополит Элама (Хузистана), имел резиденцию в Гондишапуре. После 1318 года митрополитов там больше не было. Еще раньше исчезла кафедра в Кашкаре, городе в южной Месопотамии, епископ которой был патриаршим местоблюстителем.]
В заголовке текста говорится, что церемония должна проходить «в великой церкви Кохе в Махозе», то есть в Селевкии-Ктесифоне, согласно обычаю и определению католикоса мар Абы и митрополита Гавриила из Прат д’Майшана (Басры) и по чину Киприана, митрополита Нисибинского (ум. 767). [Если мар Аба - это патриарх Аба II (741-751), достойно внимания, что этот патриарх поссорился со своими подчиненными и провел большую часть правления не в Ктесифоне, а в других городах Месопотамии, и после его смерти за престол патриарха боролись два претендента.]
Когда патриарх умирает, клирики и видные миряне, «врачи и писцы», должны призвать в Багдад епископа Кашкарского, хранителя престола. Если кафедра Кашкара вакантна, полномочия принимает другой епископ
патриаршей провинции по старшинству кафедры. Через три месяца местоблюститель собирает в Багдаде церковных иерархов, причем каждого митрополита должны сопровождать три суффрагана. [Избранный католикос должен был получить утверждение от халифа, но в церемониале об этом не упоминается.]
После избрания участники торжеств организованно отправляются вниз по Тигру в Селевкию-Ктесифон. От пристани процессия идет в патриарший монастырь, где служат вечерню и вигилию. Обряд рукоположения начинается после утреннего богослужения. Его возглавляет митрополит Элама, в качестве архидиакона служит епископ Кашкара. Митрополиты возлагают руки на голову ставленника, епископы - на другие части тела. Во время обряда архидиакон призывает всех присутствующих: Возведите очи свои горе и молите Бога милостивого о милосердии к имяреку, митрополиту / епископу / пресвитеру / монаху, который поставляется в католикоса-патриарха in Arsaciis civitatibus Seleucia et Ctesiphonte для управления Востоком и Западом, ради чего он был отмечен. [Согласно Ассемани, в ранних текстах ритуала говорилось только о Востоке.] В молитве старшего рукополагающего епископа сказано: наши святые отцы даровали сие славное патриаршество сему святому престолу, который находится в сей великой церкви Кохе в Селевкии и Ктесифоне, городах Аршаковых. При интронизации патриарха ведут митрополиты Элама, Собы (Нисибина), Прат д’Майшана и прочие епископу по рангу. После церемонии совершается литургия.
По окончании богослужения участники направляются в монастырь мар Тимофея, где они пируют, а патриарх благословляет народ. На следующий день, в понедельник, в монастыре мар Слибы совершается богослужение и затем процессия в великую церковь. После интронизации новый патриарх должен посетить два монастыря. Монахи провожают его до пристани, откуда он отплывает в Кунни (Дуркуни, Дейр Кунни), где находился монастырь мар Мари (примерно в 90 км к югу от Багдада). Поклонившись гробнице мар Мари и совершив литургию, патриарх отправляется в монастырь мар Габриэля в Карсе, где тоже совершает богослужение. После этого патриарх возвращается в Багдад, где в его честь устраивают торжественные приемы жители Махозе (Ктесифона), потом жители Хирты (Хира южнее Неджефа?), затем обитатели багдадского монастыря мученика мар Петьона.
---
Когда названные храмы давно уже были заброшены, церковь Кохе по-прежнему упоминалась в ритуальных текстах как место рукоположения патриарха. Например, в халдейском понтификале 1937/38 г. говорится об избрании имярека «в Церкви Востока (Кохе, матери церквей Селевкии и Ктесифона, urbium Arsaciarum)» и «в этой церкви Кохе, общей матери всех православных церквей» (Lodi, Enchiridion, pp. 1355-56). В чине рукоположения патриарха согласно понтификалу 1957 г. тоже названа «эта церковь Коке, общая мать всех православных церквей» и «этот святой престол, утвержденный в великой церкви Коке в городах Селевкии и Ктесифоне» (A. Raes ‘Les ordinations dans le Pontifical chaldéen’ L’Orient syrien 5 (1960), pp. 78-80).