Gregorii Magni testimonium de duplici processione

Feb 21, 2017 08:52


Завершая вторую книгу «Диалогов», посвященную жизни святого Бенедикта, папа Григорий Великий обратился к вопросу о том, почему святые творят чудеса даже там, где нет их мощей. Различая присутствие «духовное» и «телесное» , Григорий иллюстрирует эту мысль цитатой: «Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» (Ин 16.7). Далее он пишет ( Read more... )

ёш нечто, впип, рукописи, клерикальное

Leave a comment

Comments 10

sibeaster February 21 2017, 06:27:50 UTC
Поразительно, сколько вроде бы мудрых людей занимались всякой ерундой. Фактически на основании не более десятка евангельских цитат построены две взаимно опровергающие теории. Какое отношение исхождение Св.Духа имеет к жизни обычного христианина? В последнее время я вообще читаю Символ на автомате: в России без Филиокве, в Италии - с ним, и никакой разницы не чувствую.

Reply

smirennyj_otrok February 21 2017, 07:08:52 UTC
Зато они поднаторели в высасывании мыслей из пальца и могли что угодно обосновать библейскими цитатами и мудреными комментариями (а ведь Григорий был из самых здравомыслящих). Религиозная полемическая литература, по моему убеждению, дает наихудшие образцы умственной и словесной эквилибристики, в массе своей - просто шлак.

Reply


ampelios February 21 2017, 07:31:58 UTC
вчера был неплохой доклад Б. А, Успенского о том, что Климент Смолятич оправдывал свое неканоничное митрополичество философско-богословскими аргументами

Reply


ext_2094345 February 21 2017, 21:06:47 UTC
Демагоги - одним словом.

Reply


минускул toletanus March 1 2017, 16:44:39 UTC
Обратил внимание, что отдельные литеры «докаролингского минускула» местами напоминают вестготский литургический минускул. В частности строчная "т" и "с".

Reply

Re: минускул smirennyj_otrok March 2 2017, 03:17:34 UTC
да неужели?


... )

Reply


florentioslg March 17 2017, 09:56:09 UTC
стоит ли semper переводить именно как вечно? имхо, всегда или в цся присно более корректно.
procedat конешно происходит, но невозможно ли понимать эту фразу в другом смысле - не модуса бытия Третьего Лица Прсв. Троицы, а только в смысле постоянного соприсутствия Параклита Сыну после воплощения? контексту это вовсе не противоречит. Да, убирается некоторый "яд" в звучании довода, но кто сказал что такая нарочитая акцентуации уровня догматики предусматривалась самим святителем?
И на счет St. Gallen SB 213. Кто может гарантировать нас от самоцензуры переписчика, особенно с его уровнем латыни и с тем что Сенгаллен после прп. Отмара вполне яркий проводник идей франкских богословов.

Reply

smirennyj_otrok March 18 2017, 13:58:16 UTC
Нет, не получается. В другом сочинении Григорий пишет о missio, или processio Духа, который de Patre procedit et Filio (латинский текст, § 2). В этом отношении лучше посмотреть книжку Фокина.

Фальсификация текста переписчиком маловероятна, и особенно при его колебаниях в правописании. Исторический контекст тоже против: рукопись создана до того, как франкские богословы занялись филиокве. Я не знаю, существуют ли вообще рукописи с "захариевским" чтением. Вот пример из второй ранней рукописи "Диалогов" (вторая половина VIII века, меровингский минускул, похожий на корбийский "тип a-b"):


... )

Reply

florentioslg March 19 2017, 00:10:20 UTC
Если бы я говорил про различие между посланием и исхождением Св. Духа.. я же имел ввиду что фраза может понята и в плане постоянного исхождения от Христа в течении земной жизни Святого Духа как постоянно соприсутствующего Ему. Подобно тому как от надушенного ароматизирующим маслом исходит благоухание. procedat имхо подходит и под такое понимание ( ... )

Reply

smirennyj_otrok March 19 2017, 07:14:17 UTC
Но ведь исходит-то semper, а не только в течение земной жизни Христа. Впрочем, у Фокина есть примеры, которые показывают, что Григорий не размышлял специально над этим вопросом и мог использовать формулировку "исходит от Отца ( ... )

Reply


Leave a comment

Up