Мобилизация покойников

Nov 07, 2015 22:46

Римский папа Либерий был интересным историческим персонажем. Когда христиане перессорились из-за тернистых терминов «единосущный» и «подобносущный», Либерий не остался в стороне и с некоторым успехом стал бороться за православие. Но вскоре конъюнктура изменилась, и папу отправили на заслуженный отдых в Болгарию. Когда ему надоело сидеть в ссылке, он подписал какую-то неправославную бумажку и благополучно вернулся в Рим. К этому времени там был уже новый папа, Феликс, однако римляне с энтузиазмом встретили Либерия, а Феликсу указали на выход. Через несколько лет схватка единосущников с подобносущниками перешла в новую стадию, поэтому все решили забыть о неправославной подписи Либерия. Его снова объявили хранителем и защитником истинной веры.

Небольшая заметка о Либерии есть в «Liber Pontificalis» - сборнике папских биографий. Там сказано, что Либерий впал в ересь и вообще предал все святое. Вернувшись в Рим, он поселился на кладбище и, словно паук, плел злобные интриги. Потом еретики убрали преподобного папу Феликса и вернули в Рим Либерия, который все оставшиеся годы мучил и убивал римских батюшек. Феликс же поселился на даче и вскоре преставился в мире. На следующей странице рассказывается, что еретики, притащившие с собой Либерия, вытащили Феликса из города и зверски убили на каком-то пустыре, а с ним много батюшек и других праведных людей.

По идее, авторы «Liber Pontificalis» были пламенными папистами и с пеной у рта восхваляли любого, кто становился во главе Римской церкви. Но папу Либерия они буквально закидали тухлыми яйцами (хотя на самом деле римляне очень хорошо к нему относились) и даже не поколебались приписать его сопернику сразу две смерти - обычную и героическую. В чем же тут дело? Есть мнение, что Феликса просто перепутали с каким-то мучеником Феликсом и снабдили его чужой смертью. Но есть и другое объяснение. Незадолго до создания «Liber Pontificalis» в Риме отчаянно сражались две группировки, которые пытались посадить своих кандидатов на папский престол. Сторонники Симмаха произвели несколько текстов, с помощью которых они пытались доказать, что их кандидат правильный и всегда действовал как надо, опираясь на исторический опыт и предание святых отцов. Например, когда противники выгнали Симмаха из Рима, ему пришлось служить на Пасху в пригородном храме, и враги возопили: какой же это папа, если он на Пасху служит неизвестно где, а не в главной церкви? В ответ на эту злобную клевету сторонники Симмаха сочинили опус «Деяния Либерия», где рассказывалось, что еретики выгнали этого святого человека из города, и ему тоже приходилось служить на кладбище. То есть Симмах просто следовал примеру святого папы Либерия, и вообще, законный папа может служить где угодно, если церкви захвачены раздорниками и схизмачами.

Получается, что автор биографии Либерия не очень сочувствовал Симмаху и его друзьям. Если Симмах оправдывался примером святого папы, гонимого врагами веры, то автор решил показать, что этот папа был вовсе не святым, а кровожадным еретиком. К самому Либерию все это никакого отношения уже не имело, но его соперник Феликс остался в истории как праведник, от врагов умученный. Поэтому антипапу и к тому же прислужника ариан стали считать законным папой и святым: ведь он «за то, что защищал католическую веру, арианином императором Констанцием был низвергнут с престола… и славную принял кончину, тайно убитый мечом» (под 29 июля в прежнем Римском мартирологе).

клерикальное

Previous post Next post
Up