о церкви кельтической

Apr 24, 2013 03:27

Увидел в книжке Фланаган относительно краткое и довольно четкое изложение современного взгляда на церковное устройство в Ирландии. То есть имеются, конечно, специальные опусы Шарпа, Этчингема или, например, Пикара, но лаконичностью все они отнюдь не страдают. А уж книга Этчингема об ирландской церковной организации так и вообще адский трэш.

Так что пусть здесь висит эта длиннющая цитата, буду к ней отсылать, если вдруг что. Правда, стиль хромает, но переводил между делом и второпях.



«Принято считать, что ирландская церковь в том виде, в каком она находилась к началу преобразований XII века, обладала заметными особенностями. На протяжении столетий в ней господствовали монастырские организации, аббаты крупнейших общин были самыми значительными церковными деятелями, а епископы оставались маргинальными фигурами - фактически ответственными за богослужение, чьи обязанности ограничивались рукоположением священников, посвящением других епископов и совершением таинства конфирмации. Более того, считалось, что монастырские церкви со временем подверглись секуляризации. Это проявилось прежде всего в том позорном факте, что руководство церквами стало передаваться по наследству среди обмирщенных клириков, заинтересованных главным образом в эксплуатации бескрайних церковных владений и держателей земель. Духовными нуждами, как правило, при этом пренебрегали. По словам Бернарда Клервоского, главенство в церкви Арма присвоил род тиранов, чья «злоба упорствовала на протяжении пятнадцати поколений». Бернард имел в виду род Кланн Синах, чья монополия на власть, установленная в 966 году, окончилась лишь с восшествием Малахии на епископскую кафедру Арма в 1132 году.

В недавнее время исследователи значительно продвинулись в определении функций епископов и монастырских аббатов, выделив еще одну категорию церковных руководителей, которые именовались настоятелями (princeps) или архиннехами (airchinnech). Важнейшей отличительной чертой ирландской церкви, пожалуй, было разделение функций: распоряжение имуществом и земельными владениями церковной общины могло находиться в руках человека, который не был ни епископом, ни аббатом и не обязательно имел священный сан, но получал юридические привилегии высокопоставленного церковника на том основании, что он контролировал экономические ресурсы крупной церкви. Таким образом, статус и привилегии клириков распространялись на тех настоятелей, которые не имели священный сан и не были обязаны соблюдать целибат. То, что управление материальными ресурсами церкви было отделено от функций аббата или епископа, не следует рассматривать как результат морального разложения или секуляризации: оно засвидетельствовано источниками уже в VII веке. Более того, разделение полномочий могло быть средством защиты достоинства епископа от мирских посягательств. Епископ и настоятель, или архиннех, с их соответствующими полномочиями рассматривались не как альтернативные возможности или соперничающие силы, но как дополняющие друг друга источники церковной власти. Крупнейшие церковные центры были сложными многофункциональными организациями, которые нельзя однозначно назвать монастырями или епископскими кафедрами; в одной и той же церкви одновременно могли быть епископ, аббат и управляющий имуществом. В состав таких церковных поселений могли входить резиденция епископа, монашеская община, состоявшая из монахов в строгом смысле слова, которые отвечали за отправление богослужений, и поселение мирян, держателей церковных земель, за которых монахи молились и для которых они выполняли пастырские обязанности.

В том, что касалось управления церковью и зависимым от нее населением, были возможны различные варианты. Один человек мог сосредоточить в своих руках несколько должностей или источников власти, например, епископ мог быть аббатом и в то же время исполнять управленческие функции, которые обычно ассоциировались с должностью настоятеля-архиннеха. Но все эти должности могли занимать и разные люди. Из числа епископов, живших между 750 и 1000 годами, примерно 45% были в то же время управляющими церковным имуществом. Одной из причиной возникшей в литературе путаницы было то, что епископ или аббат в некоторых случаях не имел отношения к повседневному руководству церковным хозяйством. Это приводило к четкому отделению сакраментальной власти епископа от контроля над имуществом, которое составляло экономическую основу церковной общины. В Арма и в других крупных церквах проявилась тенденция к наследственной передаче прав на хозяйственное руководство в определенных родах. Такие семьи правили наподобие светских князей и довольно часто происходили из побочных ветвей местных правящих династий. Формально они исполняли свои обязанности от лица церковной корпорации, но со временем все больше упрочивали свое наследственное право на должность.

Важно подчеркнуть, что епископы тем не менее сохраняли высший статус в ирландской церкви и отвечали за пастырское окормление мирян, точнее, за подготовку и руководство клириками, осуществлявшими окормление. Таким образом, в Ирландии епископы, как ни странно, меньше зависели от светского влияния, чем в других христианских странах. Поскольку они не осуществляли непосредственное руководство экономическими ресурсами, их избрание было не так тесно связано с интересами светских правителей. Более того, статус важнейших церквей зависел от наличия в них епископов; несмотря на то, что с середины VI века в Ирландии стали появляться монастыри, сведения о епископах продолжали вноситься в анналы. Данные летописей свидетельствуют не о трансформации епископальной церкви в монастырскую по преимуществу, но о развитии сложных церковных поселений, в которых одновременно существовали епископ, аббат и управляющий. Сосуществование и совмещение этих должностей стали предметом особого внимания на синодах XII века, когда епископам были приданы управленческие функции. Епископ всегда считался предводителем народа Божьего, но теперь от него требовалось также управлять материальными ресурсами церкви. Разделению обязанностей, когда епископ не имел отношение к управлению имуществом, теперь был положен конец, по крайней мере, в епископских церквах.

Есть основания полагать, что еще до синодов XII века епископы могли обладать полномочиями более широкими, чем те, которые были связаны с конкретной церковью и прилегающей к ней областью. В летописных заметках о некоторых епископах говорится так, словно область их юрисдикции была весьма широкой; существуют также данные об иерархии епископов, вершину которой занимали «епископы епископов». В записях о кончине некоторых епископов в анналах X и XI веков обозначены сферы юрисдикции, совпадающие с крупными политическими формированиями того времени, например, «епископы Туадмуму (Северного Мунстера)», о которых упоминается под 927, 953 и 1081 годами. Такая титулатура предвосхищает летописные записи XII века, где епископы, которые занимали учрежденные на синодах кафедры, обозначались не по своей кафедре, а по территории, на которую распространялись их полномочия. Несмотря на то, что в перечнях диоцезов, основанных решением синода в Рат-Брессале, епископства именовались по кафедральному центру, современные летописцы обозначали их по территориальному принципу. Так, епископ Фернса назывался епископом И Кеннселаг (в 1117 и 1135 гг.); епископ Киллалы - епископом И Амалгада (1157 г.); епископ Ардферта именуется епископом Киарраге Луахра, а епископ Киллало - епископом Туадмуму (1161 г.). В записи под 1168 г. епископ Арда назван «епископом Конмакне» в Анналах Тигернаха и «епископом людей Брефне» в Анналах Четырех Наставников; под 1170 г. епископ Аконри именуется епископом Лугне в Коннахте, а епископ Дерри в 1173 г. - епископом Кенел н-Эоган. Подобным образом грамоту Мурьхертаха Мак Лохланна, правителя Кенел н-Эоган, выданную около 1157 года аббатству Ньюри, засвидетельствовали епископы Аргиаллы, Улада, Тир Эоган и Тир Коналл, иными словами, епископы Клохера, Дауна, Дерри и Рафо. В летописных записях о смерти епископов до XII века периодически встречаются такие обозначения как «первейший епископ Мунстера» или «епископ Лейнстера», которые предполагают, что сфера их юрисдикции совпадала с указанной областью. Канонический decretum с просьбой о рукоположении избранного епископа Маэл Ису (Малха) О Анмире, адресованный жителями Уотерфорда кентерберийскому архиепископу Ансельму (1096 г.), был подписан Фердомнахом, «епископом людей Лейнстера», и О Дунаном, епископом Миде. Оба они, по-видимому, были старшими епископами соответствующих областей, которые совпадали с одноименными политическими формированиями. Подобного рода указания свидетельствуют о том, что еще до реформы, проведенной на синодах XII века, в Ирландии существовали определенные формы территориальной юрисдикции и иерархия епископов. Но такие диоцезы были неустойчивыми, лишенными четкого территориального оформления, а преемственность епископов - непрочной, и все это зависело от переменчивого политического положения. Таким образом, характерными чертами ирландской церковной организации к началу XII века были нестабильность и непостоянство сфер епископской юрисдикции; вопреки сложившемуся мнению, для Ирландии отнюдь не были характерны приниженное положение епископов, отсутствие территориальной юрисдикции или же отсутствие епископской иерархии как таковой.»

Marie Therese Flanagan. The Transformation of the Irish Church in the Twelfth Century. Woodbridge, 2010. P. 36-39.

И Ардмор.




.

ирл., ученая наука

Previous post Next post
Up