Мама подарила мне на 8 марта денежку, и вот он - роскошный подарок. Геккель, горячо любимый ещё с иллюстраций в детской энциклопедии. Моя прелесссть, моё сссокровище!
Чертовски жаль, что нынешние издатели не озаботились включить пояснения к таблицам, ибо в оригинале они были.
Вот
здесь лежит отсканированная в 2014 году оригинальная книга, там можно полистать и даже сохранить себе, если захочется:). Размещу несколько иллюстрация для затравки.
обложка
Ресничные инфузории
Шестилучевые кораллы
Известковые губки
Камерники (насколько я понимаю, это общее название одноклеточных животных, у которых раковинка разделяется перегородками на несколько или множество отделений)
Циртоидеи (представители радиолярий)
Эрнст Геккель родился в 1834 году. Изучал медицину, несколько экспедиций с целюь изучения морской зоологии; во время стажировки в Италии в 1860 году колебался - то ли стать ландшафтным художником, то ли учёным. Выбор пал на занятия зоологией - но художником он быть не перестал, и это становится ясно при первом же взгляде на его рисунки. Геккель был приверженцем теории Дарвина, и он первым додумался сравнить эмбрионы разных животных на самых ранних стадиях развития. Помимо серьёзных научных работ, в 1899 г. выпустил совершенно прекрасную "Красоту форм в природе" - серию журналов с десятью художественными Таблицами в каждом. Пожалуй, бОльшую часть таблиц занимают невиданные и необычные существа (водоросли, мшанки, радиолярии, различные одноклеточные, медузы, голотурии, морские звёзды и проч), традиционным цветам-грибам отведено ну очень скромное место.
Радиоляриями Геккель занимался на заре своей научной деятельности, в 1862 году вышла богато иллюстрированная
монография . Не вдаваясь в подробности, радиолярии - это одноклеточные планктонные организмы со скелетиком. Собственно, скелетики отлично сохраняются и выглядят совершенно фантастически.
Теперь перенесёмся в 1900 год, в Париж. Всемирная выставка (про неё нужно читать отдельно, я тут плаваю, аки лыбедь белая), главный вход. Та-дааам!
Архитектор Рене Бине, разработавший концепцию входных ворот, писал в 1899 г. Геккелю:
"Около шести лет назад в библиотеке Парижского музея я начал изучение многочисленных томов, описывающих научную экспедицию "Челленджера", и, благодаря Вашей работе, я смог собрать огромное количество микроскопических находок: радиолярии, мшанки, гидроидные полипы и т.д., которые я с особой тщательностью исследовал в художественном аспекте, в интересах архитектуры и орнамента. В настоящее время я занят реализацией проекта монументальных работ для Всемирной парижской выставки 1900 года и всё, начиная от общей композиции до мельчайших деталей, было подсказано мне Вашими изысканиями".
а в 1902 году Бине выпускает альбом
"Esquisses Decoratives" и открывает его обращением к Геккелю. Книжку можно полистать по ссылке, но не могу удержаться. Смотрите, какая красота
Кольца
Скамеечки
Ключи!!! *извините, был взволнован*
Флюгеры!
и последнее - стулья
Ну и т.д., там много прекрасного. Сходите, не пожалеете :)
вот так от одноклеточных планктонных зверей мы ловко перескочили на мебель:) Спасибо Геккелю за его умение видеть, да.
Картинки взяты из книг по ссылкам, текст письма и вообще вся история - из моей книжки. Сама себе завидую, чесслово.