Из всех видов транспорта я предпочитаю самолеты, но в моей личной летной истории набралось достаточно предпосылок для того, чтобы у меня начала развиваться аэрофобия.
"Ютэйр". Неисправные турбины
В августе случилась у меня командировка в Сочи. Компания купила билеты на рейс "Ютейр", т.к. было удобное время вылета/прилета. Вылет из аэропорта "Внуково" задержали. К моменту посадки пассажиры собрались перед гейтом, самолет
Boeing 767-200 был подан к рукаву. Время посади, в у стойки перед выходом никого, сообщения о задержке рейса на табло нет. Все ждут. Некоторые даже успели образовать очередь перед стойкой, готовые в любой момент занять свои места на борту. Спустя минут 30 после того, как, по идее, мы должны были вылететь, приятный женский голос из громкоговорителя сообщил, что вылет отложен еще на час по техническим причинам. У рукава стоит самолет. В турбинах ковыряются механики. Пассажиры с интересом за всем этим наблюдают. Через час двадцать нас посадили в самолет. Командир корабля во время рулежки извинился за задержку из-за неисправности в одной из турбин. Мне, уже пристегнутой к креслу, стало немного не по себе. Утешала себя мыслью, что неисправность устранена, и все будет в порядке.
Обратно в Москву летела этим же огромным боингом. В сочинском аэропорту рейс также задержали. Также никто не предупредил о задержке. Пассажиры уже стояли дружно в очереди (я имею привычку, заходить одной из последних в самолет, т.к. не люблю очереди, а место мое, все-рано, никто не займет), я сидела на скамеечке рядом со стойкой. Периодически к стойке подбегали девушки-сотрудницы аэропорта. Пассажиры на них буквально набрасывались с вопросами: "сколько можно ждать?", "Почему задерживают?". Девушки отвечали, что ничего не знают, спрашивайте у представителей авиакомпании, которых никто еще не видел.
А тот самый боинг уже давно стоял у рукава. Те, кто бывал в сочинском аэропорту знают, что там нет панорамного остекления. Окошки узенькие, и их мало. Толком рассмотреть, что там с самолетом было невозможно: с одной стороны загораживает рукав, с другой толпящиеся пассажиры, часть которых плотно прильнула к окошкам. Тут я начала нервничать, все-таки, пару дней назад этот самолет был неисправен. Я позвонила на горячую линию авиакомпании. Мне ответила девушка-оператор, которая довольно грубо ответила, что понятия не имеет о том, как и почему задерживаются рейсы, горячая линия не для этих вопросов. "Задержка вылета на 40 минут - не критично", сообщила она и отключилась. Я перезвонила, попала на другую девушку, которая также была не в курсе почему задержан рейс. На вопрос о хамстве, посоветовали написать бумажное письмо с указанием времени звонка (Писать жалобу не стала. Наверное, зря). В итоге с задержкой на час нас посадили. Девушки у стойки мило улыбались вместо ответов на вопросы пассажиров: "а все-таки, чего ждали-то с вылетом?". Во время рулежки командир снова извинился за задержку из-за неисправности.
За честность, конечно, спасибо. Но теперь к рейсам "Ютэйра" я отношусь с пренебрежением. Это, несмотря на то, что летала ими не один раз и считала их надежной авиакомпанией.
После казанской катастрофы я вдруг поняла, что начинаю по-настоящему бояться летать. Задумываюсь, на чем буду лететь, насколько самолет пригоден к полету? Оказывается, есть сайты, где можно посмотреть историю конкретного самолета. Например, www.airfleets.net. Для этого нужно знать бортовой номер судна. Но! Залезла я на сайт авиакомпании "Ютэйр" посмотреть этот самый номер боинга с бедовой турбиной, на котором мне удалось полетать. В авиапарке компании три таких машины, но на сайте в соответствующем разделе есть лишь общая информация о модели самолета: вместимость, грузоподъемность, скорость, допустимые высоты и т.д. Никаких номеров там нет. Как быть пассажиру, который хотел бы знать, на чем он летит?
Погуглив немного нашла бортовые номера тут
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=5407. Все очень сумбурно, но при желании, разобраться можно. Выяснилось, что все три боинга были приобретены "Ютейром" почти одновременно, с разницей в пару месяцев. Всем трем самолетам 12-13 лет. Все три летают до Сочи, судя по номерам рейсов (вот пример информации об одном из самолетов
http://www.airfleets.net/ficheapp/plane-b767-30435.htm). Два года назад американская авиакомпания Continental Airlines продала эти три боинга (тоже почти одновременно) американской United Airlines, которая спустя год перепродала суда россиянам. Причем в United Airlines эти боинги на рейсы не ставили. Машины год простояли без полетов, потом были проданы. Почему? Вот так случайно раскопала дубль схем "Трансаэро" с
авиакомпаниями-"прокладками". Austrian Airlines. Маршруточный сервис
Летом 2011 года летала в отпуск в Италию. Купила "невозвратные" билеты до Рима через Вену Austrian Airlines. Билеты обошлись тысяч в 9, это был оптимальный вариант соотношения цена/качество на даты отпуска на тот момент. Репутация австрийцев не вызывала никаких сомнений. Мне казалось, что кто-кто, а они, как и немцы, должны были придираться к каждому винтику. Летела на самолетах airbus, модели не помню. В данном случае это не так важно. Полет туда прошел идеально. А вот обратно я почувствовала себя пассажиром желтой столичной маршрутки.
Самолетом из Рима прилетела утром. Пол дня гуляла по Вене. а в Вене была жара: ни облачка, ни ветерка. В аэропорт вернулась за час до вылета на Москву. Рейс отложили на два часа "из-за погоды". Вылет был последний. В зале ожидания в основном были русские. Я невольно прислушивалась к разговорам сидящих рядом. В основном обсуждали поездки, впечатления от увиденного. В моменты, когда кто-то вдруг начинал волноваться, из-за задержки рейса по непонятным причинам, ему отвечали, русские же: "Мы в Австрии, тут с техникой умеют обращаться. Просто в Москве задержали самолет из-за грозы. Не переживай". Волнение отступало. И снова позитивные разговоры.
Время вылета. Нас приглашают на посадку. В венском аэропорту в транзитной зоне несколько залов ожидания: большой в общей зоне, где магазины, и маленькие перед гейтами. Приглашение пройти на посадку означает, что нужно пройти еще один досмотр на входе в зал перед гейтом: рамки и рентген ручной клади. Образовалась очередь. Зал отгорожен от основного стеклянной стеной. Через стеклянные стены видно, как к рукаву подъезжает наш самолет. из самолета выходят люди. Разгружают багаж. Заходят в салон уборщики. Подъезжает машина с нашим багажом. Загружают. Я оказалась во второй половине очереди и всю эту картину наблюдала оттуда. Некоторые в очереди начали высказывать сомнения: "А точно наш самолет? Они же не могут нас просто так посадить в самолет, который никто не осмотрел, в котором только-только прибрали за предыдущими пассажирами?".
Нас в него посадили. И сразу пустили на взлет. Никто так и не осмотрел самолет, не открывал турбины, двигатель снаружи. Судя по всему топлива тоже не доливалось (Я боюсь думать о том, что австрийцы позволяют посадку с запасом топлива на обратную дорогу). Высадка-посадка пассажиров заняла минут двадцать. Тогда мне это показалось нормальным. Наверное, так принято, почему нет? Маршрутки же тоже никто не осматривает. Сейчас, повзрослев, понимаю - была не права. Это тревожный звоночек. Долетели хорошо, но факт вылета наспех теоретически мог обернуться катастрофой.
Чартеры
Больше всего боюсь летать чартерами. Осознаю, что на такие рейсы ставят самые старые самолеты.
Таймырские авиалинии или Nordstar
В сентябре летала чартером на Санторини, в отпуск. Это был единственный вариант прямого перелета. С пересадками получалось дорого и долго. Был какой-то боинг. Кажется, 737. Внутри потертая обивка кресел, механизм откидывания спинки работал не у всех. Некоторым во время обеда приносили складные столики, т.к. откидные были сломаны или отломаны вовсе. Впечатление от состояния салона было так себе. И такое впечатление от всех чартеров. На airfleets.net посмотрела и историю таймырских боингов. В основном это пятнадцатилетние самолеты, перекупленные у европейских дискаунтеров.
Самое удивительное, что с российскими самолетами у меня подобных историй практически нет. А на них я тоже летаю. Причем одинаково часто. Был только один случай. Очень давно. Мне было 10 (это был 2000 год), летели из Москвы в Ташкент. Тогда еще была такая авиакомпания "Домодевоские авиалинии". так вот это был какой-то длинный-длинный ИЛ. Никогда не забуду кресла обшитые какой-то типично-приятного зеленого цвета тканью. Летели ночью, в грозу. Попали в сильную турбулентность. У меня было такое ощущение, что самолет состоит из тысячи мелких кусочков, как пазл, который вот-вот рассыпится. Сейчас я знаю, что самолеты не разбиваются из-за турбулентности. Но меня до сих пор передергивает, когда самолет пролетает сквозь серую тучу. Наверное, это тот полет так и останется шрамом на психике.
И я все еще предпочитаю самолеты. Эти случаи не норма. 80% моих полетов проходят очень хорошо, придраться не к чему. Но после каждой такой неприятной "мелочи", я начинаю нервничать в аэропортах и на борту, переживать за родных и близких, когда они в небе.