Миннесота. "Закрытый показ" с Александром Гордоном.

Mar 12, 2011 20:16


     Миннесота (Закрытый показ)
     Россия, 2009, 86 мин., цв.
     Режиссер: Андрей Прошкин
     Сценарий: Александр Миндадзе
     В ролях: Сергей Горобченко, Антон Пампушный,
     Виталий Хаев, Анна Уколова, Алексей Шевченков.

Четыре уровня смысла

Уровень 1 «Миннесота»: просто просмотр. Можно подумать над вопросами: Почему хоккеисты? Почему провинция? и т.д. На этом уровне старший брат выглядит задирой младшего, драчуном, бабником, любителем выпить. А младший - несамостоятельным, зависимым от старшего.

Уровень 2 «Каждому своё»: у каждого своя судьба и жизнь. Можно подобрать любые варианты города, работы, с кем и как живут. Личность старшего брата показана через женщин (жена, любовница), младшего брата, родителей, фанаток. Впервые приходит мысль, что история возникла из-за страха младшего начать самостоятельную жизнь. Результат - трагический финал для старшего: изменяют женщины, разбивается мечта, авария.

Уровень 3 «Я останусь вечным ребёнком»: Главный герой - старший, а младший - вспомогательный персонаж. Цель фильма - обратить внимание на то, что у каждого человека всегда внутри "ребёнок" - он сам. Уже неважно каким человеком является старший брат.
Сцена «День рождения мамы»: подчиняясь социальным нормам, занимая позицию «Родитель» (Как же так, отец пьяный! Сидит тут и спит за столом! Посмел придти и отдыхать от другой семьи!), старший выгоняет отца; затем на улице догоняют и старший плачет («Папа, не уходи!»).
Сцена «Утром в центре». Всю ночь старший сидел на скамейке неподвижно и его засыпало снегом. Обосновывает: «Ты же сказал стой здесь!». Далее сообщает, что теперь всегда будет слушать младшего и у него тогда всё будет хорошо, потом прыгает по следам младшего на снегу вслед за ним. Думаю, в этой сцене старший показал своего «ребёнка», максимально открылся.

Уровень 4 «Страх губителен». В начале фильма «ребёнок» младшего испугался и захотел взять с собой старшего. Завертелось, закрутилось. У старшего в начале было всё: работа, женщины, мечта. Словом, жил. К концу фильма он теряет всё: все ценности приобретают отрицательный заряд. Старший закономерно гибнет в аварии. У младшего наоборот все ценности к концу переходят в плюс, кроме потери брата (но он в конце ещё ничего об аварии не знает).

Про обсуждение в студии

Обсуждение с А. Гордоном запутало окончательно. Впечатление размылось. Зачем этот фильм?
 У А. Гордона от этого фильма создалось совершенно инфернальное впечатление: события в фильме представляются как висящие в воздухе куски шашлыка, а рядом парит металлический шампур (сквозное событие - приезд купца). Ни разу за фильм не пересекаются.

Сказали, что старший любит сразу двух женщин. Думаю, он в них нуждается, но не любит: приходит тогда, когда надо ему. Как сказал С. Горобченко: «Тупая любовь! Это одну любить сложно, а двух супер просто». Младший жертва в обоих случаях связи с женщинами старшего.

Также говорили, что у старшего было всё: женщины, машина... Но ведь они вместе играли, значит и у младшего должны быть деньги. В фильме показана только квартира старшего. У младшего нет девушки, нет машины и живёт неизвестно в какой квартире. Так вот у старшего есть то, что его «держит» в этом городе. Младший может тренироваться и играть где угодно. А старшему, например, надо что-то решать с женщинами. Света (любовница) уезжать отказывается.

Во всём виноват образ жизни старшего брата?

Братья - талантливые хоккеисты. Будь образ жизни старшего как у младшего, то купец взял бы сразу обоих и никакого фильма. 
Старший пьёт, занимается сексом с двумя женщинами (жена и любовница), зависает в клубах. А у младшего режим! Возможно, трагедия старшего в том, что после ухода отца был вынужден взять на себя роль «Родителя» для младшего. Образ пьющего и гулящего отца отложился у старшего в подсознании. Приняв роль «Родителя» он, возможно, принял и сценарий, который предписывает иметь двух женщин и пить. Почему тогда младший другой? Думаю, что старший, вымещая обиду, обижал и унижал младшего. У младшего снизилась самооценка, стал зависим от старшего.

Авария в конце

В сцене «Авария» старший едет как-будто сильно уставший и невнимательный, несётся. Перед столкновением, кажется, пытается тормозить... Ничего! ...больше никаких усилий. Столкновение.

А руль вправо вывернуть и дать газу? Машина могла успеть пойти юзом и, возможно, остался бы жив. Возможно, старший мысленно был в другом месте: со своими женщинами.

Ещё важный момент - авария на т-образном перекрёстке. Ехал по примыкающей и нужно было поворачивать. Почему скорость не сбавил? Самоубийство?

Но, если не может разорваться между женщинами, то нужно оставаться в городе и жить с ними, а не умирать. Накануне младший сказал, что их берут вместе. Может старший серьёзно решил слушаться брата и поэтому ехал в аэропорт? Но тогда камаз на дороге - случайность. Получилась растяжка: женщины, брат, судьба-камаз. На протяжении всего фильма старшему всё что-то мешает попасть на просмотр к купцу. Судьба? «Каждому своё».

А если бы младший всё сразу честно рассказал?

Старший брат пассивен по отношению к сквозному событию (приезду купца), живёт обычной жизнью.
За младшего тоже всё решено с самого начала. Младший мог честно сказать: «Брат, меня купец пригласил в Миннесоту». Тогда старший мог бы его попросить узнать/договориться за себя. Это бы всё изменило? Конечно.
Думаю, младший всё («Без брата не поеду!») решил из-за страха начать самостоятельную жизнь. Конечно, в этом страхе отчасти виноват старший, т.к. излишне оберегал младшего и тот не научился справляться с трудностями самостоятельно.

А если бы младший вообще ничего старшему не сказал?

«Ведь ты меня в это втянул!» - возмущается старший. Зачем младший тянет брата за собой?
Всю жизнь с детского сада старший его защищал. Младший хочет взять его как удобного и привычного защитника?
Старший живёт в этом провинциальном городе: жена, любовница, машина, работа. А младшего ничего не держит кроме брата.
Думаю, ответ такой: не было бы измен женщин старшего с младшим, не было бы в итоге аварии, дороги братьев разошлись скорее всего навсегда. Кто проиграл бы? Никто. Оба были бы живы, каждый пошёл бы своей дорогой.

Почему хоккей?

Сборная России - Чемпион Мира по хоккею в 2008 и 2009. Может поэтому история про хоккеистов? :-)

Что было в фильме

История начинается на хоккейном матче. Купец из NHL предлагает младшему (только ему) контракт в Миннесоте. В течение следующей недели (примерно) происходят события, которые приводят к трагичному финалу.

В начале фильма старший брат устраивает драку во время матча, мстя игрокам другой команды за младшего. Потом в раздевалке старший насмехается над младшим, дразнит «Чепчиком» в присутствии всей команды. Откуда это?

Пока едут домой старший опять лупит младшего. По-моему, младшему это не нравится и он терпит. По дороге видят девушек-фанаток, цепью перегородивших дорогу. Скорость не сбавляют. Диалог:
- Правильно, дави их. - говорит младший. Фанатки отскакивают прямо перед машиной.
- Ты чего это сказал? - требовательно спрашивает старший.
- А чего им? Ведь отскочат же.
- Их не давить надо, их любить надо.
- Так ты же это, сам не сбавлял.
- Мы без тормозов. Педаль в пол ушла.

Расходятся по домам. Потом младший бежит к старшему и рассказывает про купца. На следующий день на тренировке младший, как шут на арене. А старшего нет. Как потом оказывается, был у Светки (любовницы).

Следующая игра с «Химиком». Старший устраивает драку, работая под «кувалду». На улице старший догоняет младшего и говорит ему, что тот без него ничего не стоит. «Что ты стоишь без меня? Это я тебя сделал».

Совершенно неожиданная сцена с омоном. Это их одноклассники. Оказывается, что только братья стали «звёздами», играя в хоккей, а остальные ребята из класса пошли в омон. И жизни теперь у них разные... Один из омоновцев перечисляет несколько событий на которых были все кроме братьев, удивляется почему они отбились.

После омона и бега они приходят на ДР к маме. Их родители... Не известно, в разводе ли они. Но старший спрашивает пьяного отца: «Что батя, в другой семье устал? Пришёл сюда отсыпаться?». Думаю, что старший брат может повторять модель жизни отца. Когда были маленькими, то старший видел как отец гулял. Потом старшему пришлось стать главным мужчиной в семье и заботиться о младшем. Поэтому он младшего любит, но и ненавидит.

У старшего есть жена и любовница. Они обе играют в одной волейбольной команде. Любит выпить, зависнуть в ночном клубе.
Отец, возможно, пьёт из-за жизни, которая была в девяностых.

Младший считает старшего самым лучшим и готов любому за него глотку перегрызть. В фильме идёт серия сцен, когда младший просит купца посмотреть старшего, тот соглашается, а старший проваливает просмотр по разным причинам.

После драки (когда они бежали) старший всю ночь сидел на лавке под снегом. А когда младший сказал что всё их взяли, то старший выглядел как сумасшедший. Он даже прыгал по следам за младшим... И сказал, что теперь он будет делать что и младший и всё у него тогда будет хорошо.

Потом старший прощается со своими женщинами в клубе. И говорит: «Да что же это? Все женщины без отцов». В конце старший врезается в тягач с бетонными панелями.

Техническое

Период: двухтысячные.
Время: около недели, линейное, изложение событий последовательное.
Место: провинциальный городок в России.
Концовка: закрытая.
Уровень конфликта: внутренний (у каждого из братьев), внешний (между братьями).
В начале фильма: оба брата играют в хоккейной команде «Дизель».
Внешнее событие (сквозное): приезжает купец и предлагает контракт младшему брату.
Изменение к концу фильма: старший погибает, младший по контракту улетает в Пензу.

Миндадзе Александр, Прошкин Андрей, фильм, Горобченко Сергей, жизнь, психология, Пампушный Антон, Гордон Александр, Закрытый показ с А. Гордоном, отзыв

Previous post Next post
Up