стиляги-герои фельетонов

Feb 05, 2010 19:22

«Все началось с одежды, обуви на платформе и увлечения западной музыкой, а завершилось новой символикой городского пространства и признанием субкультур». Анна Кимерлинг

Стиляги - это первая субкультура в СССР послевоенного времени (конец 1940 - 1950 гг.) Для нее характерны стремление к выделению из общей массы всем свои внешним видом - яркой цветовой гаммой и уникальным стилем одежды, нестандартной прической, обувью на микропоре (подошва-манка); увлечение джазовой музыкой. Раскованность в поведении, свои слова и речевые обороты также отличали стиляг от остальной молодёжи. К началу 1960 г. «стиляжий» стиль постепенно исчез вместе с породившей его субкультурой. Интересно, что поначалу сами стиляги себя не отождествляли с данным им названием, которое имело порицательно-неодобрительный оттенок. Первое упоминание о стиляге встречается в фельетоне Д.Беляева опубликованном в главном советском сатирическом журнале «Крокодил» за 1949 г.
В статье Анны Кимерлинг «Платформа против галош, или стиляги на улицах советского города» изложены две версии, объясняющие острую негативную реакцию на стиляжне чество.
Версия 1. Первые стиляги в своем большинстве были детьми представителей советской элиты. «Золотая молодежь» могла себе позволить жить за счет родителей, хорошо одеваться, ходить в рестораны. Она приобщалась к западной культуре через импортную одежду, западные танцевальные пластинки. Модно и часто дорого одетые молодые люди и девушки негативно воспринимались и осуждались простым народом. Но А. Кимерлинг сразу же оговаривается, что в то время, когда стиляги принадлежали к золотой молодежи, контркультура еще только формировалась, ее распространение еще не затрагивало крупных городов, культурных и вузовских центров.
Версия 2. С началом рождения контркультуры, противостоящей господствующей культуре того времени, был брошен вызов советскому мещанскому быту. Такие настроения, благодаря сдвигам в общественной атмосфере проникли позже в провинцию, распространяясь в том числе через периодическую печать и кинематограф. «Молодежь привлекает бунт» - замечает в связи с этим А.Кимерлинг. Появляются новые люди, которые не хотят быть похожими на взрослых «сталинской эпохи».

Беляев Д.Г. Стиляга. «Крокодил», 10 марта 1949 года


Прошлым летом мы со знакомым агрономом брели по ржаному полю.И вот я заметил один, резко выделяющийся из массы ржи, колосок. Он был выше всех остальных и гордо покачивался над ними.
- Смотрите, - сказал я агроному, - какой мощный, красивый колос! Может быть, это какой-нибудь особенный сорт?
Агроном безжалостно сорвал колос и протянул мне.
- Пощупайте, в этом красивом колосе нет совсем зёрен. Это колос-тунеядец, он берёт влагу и всё прочее от природы, но не даёт хлеба. В народе его называют пустоколоска. Есть и цветы такие в природе - выродки. Они часто красивы на вид, но внутренне бессодержательны и не плодоносят, называются пустоцветом. Так вот и этот колос…
- Колос-стиляга! - воскликнул я.
Пришёл черёд удивляться агроному:
- Как вы сказали?
- Стиляга, - повторил я и рассказал агроному следующую историю. В студенческом клубе был литературный вечер. Когда окончилась деловая часть и объявили танцы, в дверях клуба появился юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы - зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.
Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые, казалось, сделаны из кусочков американского флага, - так они были ярки.
Он стоял и презрительно сощуренными глазами оглядывал зал. Потом юноша направился в нашу сторону. Когда он подошёл, нас обдало таким запахом парфюмерии, что я невольно подумал: «Наверное, ходячая реклама ТЭЖЭ».
- А, стиляга, пожаловал! Почему на доклад опоздал? - спросил его кто-то из нашей компании.
- Мои вам пять с кисточкой! - ответил юноша. - Опоздал сознательно: боялся сломать скулы от зевоты и скуки… Мумочку не видали?
- Нет, не появлялась.
- Жаль, танцевать не с кем.
Он сел. Но как сел! Стул повернул спинкой вперёд, обнял его ногами, просунул между ножками ботинки и как-то невероятно вывернул пятки: явный расчёт показать носки. Губы, брови и тонкие усики у него были накрашены, а причёске «перманент» и маникюру могла позавидовать первая модница Парижа.
- Как дела, стиляга? Всё в балетной студии?
- Балет в прошлом. Отшвартовался. Прилип пока к цирку.
- К цирку? А что скажет княгиня Марья Алексеевна?
- Княгиня? Марья Алексеевна? Это ещё что за птица? - изумился юноша.
Все рассмеялись.
- Эх, стиляга, стиляга! Ты даже Грибоедова не знаешь…
В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод. Юноша гаркнул на весь зал:
- Мума! Мумочка! Кис-кис-кис!..
Он поманил пальцем. Ничуть не обидевшись на такое обращение, девушка подпорхнула к нему.
- Топнем, Мума?
- С удовольствием, стилягочка!
Они вышли танцевать…
- Какой странный юноша, - обратился я к своему соседу-студенту. - И фамилия странная. Стиляга - впервые такую слышу.
Сосед рассмеялся.
- А это не фамилия. Стилягами называют сами себя подобные типы, на своём птичьем языке. Они, видите ли, выработали свой особый стиль в одежде, в разговорах, в манерах. Главное в их «стиле» - не походить на обыкновенных людей. И, как видите, в подобном стремлении они доходят до нелепостей, до абсурда. Стиляга знаком с модами всех стран и времён, но не знает, как мы могли убедиться, Грибоедова. Он детально изучил все фоксы, танго, румбы, линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Он знает наизусть все арии из «Сильвы» и «Марицы», но не знает, кто создал оперы «Иван Сусанин» и «Князь Игорь». Стиляги не живут в полном и в нашем понятии этого слова, а, как бы сказать, порхают по поверхности жизни… Но посмотрите.
Я и сам давно заметил, что стиляга с Мумочкой под музыку обычных танцев - вальса, краковяка - делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга.
Оркестр замолчал. Стиляга с Мумочкой подошли к нам. Запах парфюмерии разбавился терпким запахом пота.
- Скажите, молодой человек, как называется танец, который вы танцуете?
- О, этот танец мы с Мумочкой отрабатывали полгода, - самодовольно объяснил юноша. - В нём шикарно сочетается ритм тела с выражением глаз. Учтите, что мы, я и Мума, первые обратили внимание на то, что главное в танце - не только движение ног, но и выражение лица. Наш танец состоит из 117 вертикальных броссов и 182 горизонтальных пируэтов. Каждый бросс или пируэт сопровождается определённой, присущей данному броссу или пируэту, улыбкой. Называется наш танец «стиляга це-дри». Вам нравится?
- Ещё бы! - в тон ему ответил я. - Даже Терпсихора в обморок упадёт от восторга, увидя ваши 117 броссов и 182 пируэта.
- Терпсихора? Кажется, вы так сказали? Какое шикарное имя! Кто это?
- Терпсихора - это моя жена.
- Она танцует?
- Разумеется. И ещё как! В пляске святого Витта она использовала 334 бросса и 479 пируэтов!
- Пляска святого Витта? Здорово! Даже я такого танца не знаю.
- Да что вы?! А ведь это сейчас самый модный танец при дворе французского короля Генриха Гейне.
- А я где-то слышала, что во Франции нет королей, - робко возразила Мумочка.
- Мума, замри! - с чувством превосходства заметил стиляга. - Не проявляй свою невоспитанность. Всем известно, что Генрих Гейне - не только король, но и французский поэт.
Гомерический хохот всей компании покрыл эти слова. Стиляга отнёс его в адрес Мумочки и смеялся громче всех. Мума сконфузилась, покраснела и обиделась.
- Мумочка, не дуйся, убери сердитки со лба и пойдём топнем «стилягу це-дри»…
Мума улыбнулась, и они снова принялись за свои кривляния…
- Теперь вы знаете, что такое стиляга? - спросил сосед-студент. - Как видите, тип довольно редкостный, а в данном случае единственный на весь зал. Однако находятся такие девушки и парни, которые завидуют стилягам и мумочкам.
- Завидовать? Этой мерзости?! - воскликнула с негодованием одна из девушек. - Мне лично плюнуть хочется. Мне тоже захотелось плюнуть, и я пошёл в курительную комнату.

история костюма, стиляги

Previous post Next post
Up