Оригинал взят у
nemolodoj в
Никому не верь!В 22 лицее была встреча старшеклассников с представителями местных СМИ. Заявленная тема - «Достоверные и недостовернее источники информации»
Воспользовался этой возможностью, чтобы убедить тинейджеров в том, что достоверных источников информации не бывает, и что нельзя присоединяться к обвинениям в интернете.
Ниже - «болванка» текста выступления:
Безусловно верных источников информации не бывает! Любое сообщение надо воспринимать с долей скептицизма, потому что оно может оказаться ложным.
Начну с курьёза.
Года три назад в СМИ и блогосфере обсуждались нападения акул на людей, купающихся на Египетских пляжах. Эта информация не вызывала, в принципе, сомнений, поскольку опиралась на официальные источники, с указанием места событий, и даже фамилий пострадавших. Правительство Египта сообщало о мерах, предпринятых для защиты людей от акулы-убийцы.
Но вскоре информационное пространство было буквально взорвано сенсацией: «Отдыхающий турист, прыгнув с вышки для ныряния, убил проплывавшую под вышкой акулу-бийцу».
Кто из вас видит в этой новости признаки фэйка? Что, по-вашему, заставляет усомниться в правдивости этой информации?
- …
1. Рыбе невозможно нанести вред таким способом. В детстве мы с мальчишками прыгали с деревьев на плавающих в воде мальков, пытались оглушить их камнями - вреда им не наносили.
2. На современных пляжах не бывает вышек для ныряния!
Вскоре выяснилось, что первоисточником новости был фельетон в сербской юмористической газете. Кто-то сделал из этого фейковую новость. Все остальные информагентства не удержались от соблазна поучаствовать в сенсации.
***
Обычный человек не готов к обману. Подсознательное чувство такое есть: «Не будут же люди врать!» Увы - будут! И врут.
Но ложь про курьёзное убийство акулы-бийцы хотя бы не нанесла никому вреда. Она достаточно безобидна.
Хуже, когда ложь СМИ затрагивает конкретного человека.
***
Расскажу о достаточно безобидном, хотя и неприятном случае, когда был косвенно задет ваш лицей.
В Воскресенске работала съёмочная группа телеканала 360. Парень-оператор и девушка-репортёр готовили 20-минутный репортаж для рубрики «Малые города Подмосковья».
Им надо было смонтировать четыре пятиминутных сюжета. Одна из этих пятиминуток снималась в вашем музее. Галина Моисеевна Сенаторова рассказал о послевоенном детдомовском детстве и о шефстве Воскресенского химкомбината над детдомом. Об отеческой заботе директора химкомбината Николая Ивановича Докторове по отношению ко всем детомовцам. Всё хорошо и правильно.
Но по законам жанра, корреспондент сначала должна представить зрителям своего спикера. Человека, который стоит перед камерой. Корреспондент сказала: «Галина Моисеевна более двадцати лет была директором этого лицея, а после выхода на пенсию осталась работать в лицейском музее.
Для этой девушки было удобнее не вдаваться в объяснения, что Галина Моисеевна руководила другой школой. И весь район об этом знает. Корреспондент сочла свою ложь безобидной. Не принципиальной. А это не так. Потому что была перечёркнута история и лицея, которым руководили достойные люди, хорошие педагоги и организаторы. Было выказано пренебрежение к жизни Галины Моисеевны, её успехи, достижения Ратчинской школы, которую она 20 лет возглавляла.
Тут уместно вам объяснить разницу в работе местных, районных СМИ, и региональных, а также федеральных. Местные честнее по отношению к своим героям. Регионалы и федералы работают для миллионов. Им безразлично мнение одного человека или даже десятков, сотен людей. Местные работают с каждым человеком. Мы все друг друга знаем.
Если я навру в статье, сразу же и мне, и редактору кто-то укажет на это.
Регионалы или федералы врут без стеснения. Они не могут, не умеют отказываться от сенсаций. И часто не успевают, не заморачиваются проверкой фактов.
Заголовок: «Омоновец ударил ногой в живот беременную женщину». Видео, на котором упавшая вроде бы молодая женщина с округлившимся животом сопротивляется полиции, и омоновец наносит ей удар, вроде бы по животу. СМИ, блогосфера полны возмущения.
Но на покадровом просмотре видно, что удар омоновец наносит на самом деле не по животу, а по верхней трети бедра. Просмотром других видероликов, заснятых в этот день, устанавливается, что это вовсе не беременная женщина, а небеременный юноша.
Резуме - не спешите верить громким новостям!
Да! - правомерность действий этого сотрудника полиции можно обсуждать, может быть даже осуждать, но, всё-таки, есть разница - ударить в живот беременную женщину, или ударить по ноге мужчину. Нельзя обвинять людей в том, что они не совершали!
Этот материал, про омоновца, уже откровенно вреден, враждебен стране и всем её гражданам. Объясню - почему.
Он направлен на разрушение основ государства. Хотим мы это осознавать или нет, - но именно армия и полиция являются главными защитниками любой страны. Кто бы ни пришёл к власти, - армия будет защищать страну от внешних врагов, а полиция - охранять правопорядок внутри страны. Преступно оскорблять полицейских, исполняющих свои обязанности, и так же преступно препятствовать исполнению полицейскими своих обязанностей.
Мы видим на примере Украины - к чему приводит попустительство к преступникам. Страна раздроблена, идёт гражданская война, по стране гуляют тысячи неучтённых стволов, преступность возросла многократно. Экономика рушится, цены и тарифы растут. А начиналось всё с казавшегося относительно безобидным так называемого «гражданского неповиновения». И сопровождалось массированной обработкой населения через СМИ и соцсети. Вот к чему пришли.
Вернусь к критическому отношению к новостям.
Запомните, - если сообщение вызывает эмоции, почти наверняка оно в чём-то или во всём лжёт. Эмоции заглушают разум. Возбуждение эмоций препятствует критическому осмыслению.
Хуже всего, если сообщение кого-то порочит. У человека, против которого оно направлено, нет возможности оправдаться. Тысяч комментаторов выльют на него потоки грязи и оскорблений. А его слова не будут услышаны.
***
Засушливым летом 2010 года в Центральной части России горели леса и торфяники. Нередко огонь подбирался к деревням, и не всегда пожарным удавалось их отстоять.
В стране развернулось волонтерское движение. Сотни добровольцев отправлялись тушить леса и торфяники. Тысячи и тысячи занялись сбором помощи для погорельцев. Вещей для погорельцев несли столько, что перед организаторами сбора - тоже волонтёрами - возникла проблема - куда её девать? Ещё проблема - не меньше 40% принесённого было откровенным мусором. Вывоз которого и сдача на полигон стоят значительных денег.
В Шацком районе Рязанской области сгорела деревня Свеженькая.
Погорельцев было 10 человек. Один дед и девять старушек.
В соцзащиту Шацкого района навезли из Рязани, Москвы и Подмосковья тонны гуманитарки. Тонны!
Её надо было перебирать, что-то выкидывать, что-то предлагать погорельцам… А погорельцев надо привозить на чём-то в соцзащиту и возвращать обратно. И снова думать - что делать с вещами, которые оказались невостребованными. В Свеженькой был забит до верха сельсовет и сарай-гараж. В Шацке был забит навес во дворе соцзащиты и гараж.
И тут из Новосибирска приходят две фуры гуманитарки. 80 тонн. На 10 погорельцев.
А куда всё это разгружать? Даже, - кто это будет разгружать? Кто будет копаться в этом хламе, где среди, пусть и хороших вещей, есть откровенное рваньё, старьё, и даже стопки тарелок в прогорклом жиру с присохшими тараканами.
Сгрузили в спортзале детского развивающего центра. Среди куч этого «добра» побродили погорельцы, что-то выбрали, основное осталось лежать.
В августе информационное пространство взорвалось сенсацией: «В Шацком районе власти выбросили на помойку тонны гуманитарки!»
Тонны негатива в адрес властей. В случившемся обвинили начальницу Шацкой соцзащиты Светлану Анатольевну Дардыкину.
И никто не принял её объяснения: «Спортзал к сентябрю надо было освободить для детей, а этот груз негде хранить». Комментаторы изощрялись в оскорблениях в её адрес. Обсуждали внешность, фамилию.
А чем она виновата?
Коллектив соцзащиты небольшой, и у каждого сотрудника свои регламентированные обязанности. Которые надо выполнять. Она и её сотрудники и так посменно круглосуточно дежурили в учреждении, с самого пожара, и потом, когда волонтёры то и дело приезжали в Шацк с гуманитаркой. Она сделала больше, чем была обязана, и больше, чем могла.
Некуда ей было деть эти десятки тонн. Просто некуда. Да и решение о вывозе этой гуманитарки на площадку для силоса принимала не она, а целая комиссия из 20 человек, в которой она была самой младшей по должности.
Но вся грязь, все оскорбления достались ей.
***
Не присоединяйтесь к обвинениям в интернете. У вас нет информации о том, что там случилось на самом деле, и эту информацию вам негде получить. Читайте комментарии - там могут быть опровержения. Не надо верить и основному сообщению, и опровержениям. Ложь может быть и там, и там. Просто примите к сведению, что может быть так, а может - иначе.
Не присоединяйтесь к толпам гонителей. Берегите карму.