Sampo - один из крупнейших банков Финляндии. В рамках финской культуры название для банка совершенно гениальное.
"Сампо - сказочная чудо-мельница, создающая богатства и обеспечивающая материальное благополучие. В Калевале ("К") образ сампо связан с представлением о чудо-мельнице, мелющей не только для повседневного потребления, но и про запас и даже для продажи. Эта концепция имеет широкую основу в народной традиции (рунопевцы Малинены, Перттунены и др.). В то же время Э.Леннрот воспользовался и единичной характеристикой сампо как триединой самомолки, у которой с одного боку - мукомолка, со второго - солемолка, с третьего - деньгомолка (10:414-416)".
Такая запись, состоящая всего лишь из четырех строк, была привезена собирателем Д.Эвропеусом из экспедиции в Российскую Карелию в 1847 г., однако он не указал, где и от кого получил этот фрагмент.
Образ чудо-мельницы в народной традиции является результатом длительного развития утопической народной идеи о безбедной жизни и благоденствии. Ее истоки - в мифе о похищении культурных благ в Похьеле (Северная, враждебная к Калевале страна). В наиболее архаичных сюжетах о сампо как раз и говорится о похищении Вяйнямёйненом (первочеловек) и его соратниками Илмариненом и Емпайненом (Йовкахайненом) некоего сампо, содержавшего начала всяческого богатства и силу роста для растений и животных. Однако хозяйка Похьелы не позволила похитителям увезти похищенное и высыпала сампо в море. Оттого море - богато. Только жалкие остатки сампо попали на сушу, но и они дали земле силу роста, положили начало растительности, злакам, животным.
В более поздних вариантах сюжета о сампо говорится об изготовлении сампо для хозяйки Похьелы самим эпическим героем (чаще всего Вяйнямёйненом), получающим в награду разрешение жить с дочкой хозяйки (брак-отработка). Однако герой похищает и девушку, и сделанное им сампо, а хозяйка, нагнав беглецов на море, губит сампо. Сюжет об изготовлении сампо слился с мотивом выполнения трудных заданий при сватовстве, и в этом контексте упор стал делаться на максимальном усложнении задачи: сампо должно быть изготовлено из ничтожно малого количества и даже вовсе не существующего материала: из одного перышка лебедя, из одного осколочка веретена, одного "бока" шерстинки, из молока яловой коровы, из одного ячменного зернышка (вариант, записанный от А.Перттунена). Иногда и эти материалы должны быть уполовинены. От архаического сампо, похищаемого в Похьеле, здесь остались в виде неких маркировок только те ценности, которые в нем, видимо, содержались. Именно поэтому принесенные волнами на берег крошки разбившегося и затонувшего сампо, отождествляемого с мельницей, позволяют Вяйнямёйнену благословить землю и придать ей способность плодоношения.
Образ сампо в "К" складывался у Э.Леннрота постепенно от первого неопубликованного варианта поэмы ("Перво-Калевалы") до третьего, окончательного, изданного в 1849 г. В нем использованы все имевшиеся в распоряжении автора темы и мотивы народных вариантов. Даже противоречащие один другому мотивы и темы Э.Леннрот не стал окончательно "притирать" друг к другу.
Из примечаний к "Калевале". Cтраховое общество Pohjola построило название по тому же принципу, но мне кажется менее удачно. "Похьела, Похья (Пиментола, Сариола, Сарая) - это противостоящая Калевале (Вяйноле) страна. Она во многом враждебна калевальцам: там зарождаются болезни, оттуда идут холод и всякие невзгоды. Слово pohjola, pohjoinen обозначает север, дно, задняя часть." По-моему, это так же логично и так же неудачно, как вешать "выдранный" зуб над кабинетом стоматолога или слепки челюстей на витринах зубных протезистов: плакаты со сверкающими улыбками там надо вешать.
Примечательно, что в Похьяле калевальцы сватали (или похищали) себе жен на свою голову...