Переключатель небесного кондиционера явно выставлен на «осень», а ручку яркости действительности сильно вывернули на понижение: ночи вдруг стали тёмными, а дни посерели. Погоды стоят почти предрождественские: +13, дождь. Самое время для уютных посиделок с рассказками.
В этот предпраздничный вечер хочу, наконец, записать свои впечатления от одного рождественского концерта - концерта, данного симфонической капеллой под управлением
Генадия Рождественского в прошлом, что ли, году. За давностью факты поблёкли и затёрлись - программы я не помню, зато словно вино в дубовой бочке, мысли мои выдерживались более полугода в черепной коробке. Им всем это пошло на пользу: мысли отстоялись и набрали букет, а черепушка, размокнув, стала менее дубовой, надо полагать.
Не могу назвать себя меломанкой в смысле классическом, однако незабвенная моя учительница по классу фортепьяно Нелли Николаевна и абонемент в Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац привили мне некоторый вкус к симфонической музыке. Поэтому удовольствие от похода в Консерваторию я могу получить, ничего в ней не подправляя, и глаза во время концертов держу закрытыми не потому что сплю, вот не надо этого, а потому что Нелли Николаевна учила нас слушать пространство, в котором творится музыка. А открываю их не потому что проснулась, а потому что в театре Натальи Сац было на что посмотреть. Концерты Геннадия Рождественского - это вообще что-то. Эрудит, весельчак и умница, слушателей он развлекает не только мастерски подобранными, не заигранными произведениями, но и анекдотами из жизни композиторов. Оооочень развлекательно!
Рассказчик он прекрасный, и подбирает вещи при всей кажущейся эклектичности и ералашности программы не абы как, а так, чтобы слушатель вполне вкусил и приобщился, но ушел из зала на своих ногах. Известное же дело, классическая музыка настолько располагает к сонливости, что один японский композитор уснул, пока сочинял свою лучшую вещь!
Поэтому сначала мы прослушали очень бурную оперную увертюру для трёх женских голосов. Солистки с такой самоотдачей вздымали диафрагмы, что чуть не повыскакивали из бархатных платьев. Более живо на сцене не смог бы себя вести даже гибрид Дивы и Лилу из Пятого элемента. А уж трелили наперебой так, что Дива от зависти бы посинела вся, наглоталась камней и сама застрелилась, точно вам говорю. Между прочим, петь втроем, не теряя своего соло-голоса, тоже не хухры-мухры.
Затем, разогретой таким образом публике, было явлено какое-то очень сложное произведение какого-то ни то румынского, ни то болгарского композитора. Это, наверное, чтобы все прониклись тем, что никуда-нибудь, а в Консерваторию пришли, не на что-нибудь, а на концерт известного дирижёра. Впечатления, как у первоклассника от высшей математики. Учитель радостно хохочет, потирает руки, указкой в доску тычет, смотрите, мол, какое тут преобразование роскошное! А ты в отчаянии сжимаешь свой набор счётных палочек, и слушаешь тихонько, как шуршит черепицей отъезжающая крыша... Ту-туууу! Так что третью вещь я совсем не помню. Кажется, что-то траурное... Да, Шопен. Точно, Шопен.
А вот на четвёртой, довольно весёленькой самой по себе вещи - что-то из «Волшебной лавки» Респиги по темам Россини (Россини предпочитал писать оперы, как более комерчески успешный продукт, но на вечеринках развлекал приятелей танцевальными пьесками, которые любил, но всерьёз не относился, считая бирюльками), я проснулась. Со сцены доносился мелодичный звон, который я спросонок приняла за звуки програмного симфонического инструмента - мобильника. Я тяжелым взглядом оглядела ряды первых скрипок, выискивая самую из них распоследнюю: ну, профи же, надо же как-то ориентироваться! И тут, из самой практически ямы, слышу кто-то бубнит: взмётывается рука с бубном и бубнит. Я перевела сенсорику из слуха во взгляд, сфокусировалась. Действительно - бубнистка. В бубен бьёт. Классический, на минуточку, симфонический ударный инструмент.
И тут уже меня порвало! Проснулся во мне известный бубновый интерес.
Вы понимаете, она же ни где-нибудь, она у самого Рождественского бубнит! В Государственной, на минуточку, Симфонической Капелле, заметьте. Т. е. она, пусть и молодая, но ужасно талантливая. Не каждый может так в бубен дать. Этому, небось, несколько лет в музыкальной школе учатся. Минимум 4 года, минимум. И в Консерватории лет пять. Высшее у неё образование. А может и аспирантиура (тему диссертации я даже в первом приближении не могу).
Небось ещё и потомственная бубнистка, из династии. У неё и папа, и мама, и дедушки с бабушками со всех сторон - все, все - бубнили дни и ночи напролёт, делясь с ней секретами мастерства.
Кстати о секретах. К примеру, есть ли разница рукой, там, стучать или по голове, или по попе? А об коленку? А на слух она определит обо что стукнуто? Есть вообще такой симфонический приём или это исключительно балаганный жанр?
Чувство ритма у неё, должно быть, особенное, такое, что нам не понять, как слепому не понять зрячего. Надо ж не просто вовремя и с нужной силой в бубен дать, надо чтобы в паузе он не дзынь. По нему же стукнул, он бумкнул и рассыпался колокольчиками, и колокольчики непременно должны вот до этого момента сыпаться, а с этого - всё, как отрезало. Это даже не барабанщик с установкой - у него набор палочек шире, чем палитра художника. А у бубнистки - только натруженные руки и попа.
А слух, музыкальный стопроцентный слух, нужен бубнисту? Можно ли на бубне сфальшивить? Есть ли разница в высоте тона - высокий бум, к примеру, или низкий, звонкий или глухой, полутона... Или так:
- Не, что вы мне тут напеваете? Я со слуха не могу, у меня слуха нет. Вы мне лучше набубните. Ритм, ритм давайте. Тыц-тыц-тыц-тыц, поехали! Это? Нет? Как не знаете? Надо знать. А то «до-ре-ми-фа-соль», ха.
Ну, ладно слух. А ноты она знает? Наверняка сольфеджиом в детстве мучилась. А зачем? На какой вообще ноте звучит бубен? Сколько нот с его помощью можно передать? А крюкописью? Как вообще записывается партия бубна? А настраивать его надо? Перетягивать кожу, заменять бубенцы... Есть ли известные бубновых дел мастера? Какие материалы в ходу? Или, скажем, другой разрез - антропологический. Годится ли симфонический бубен для вызова дождя и танцев вокруг издыхающего ПК? Ведётся ли династия бубнистов от, скажем, деревенских колдунов? И каков обряд инициации или каждый буквально ритмически одарённый способен в бубен врезать, как потомственный шаман?
Нет ответов.