О «второй волне» нынешнего глобального кризиса

Apr 11, 2020 06:24





Недавний обвал на фондовом рынке - это отнюдь не кризис «реальной экономики». Это всего лишь предваряющие настоящий кризис (по аналогии с предстоящим сражением) «мобилизация и перегруппировка сил и средств» с одновременным предварительным (не всеобщим, но пока лишь частичным, частным) перераспределением институциональной власти над глобальным общественным воспроизводством.

Настоящий кризис «реальной экономики» (в отличие от «перераспределительного» маятника «спекуляций» на фондовом рынке) ещё впереди - примерно в конце лета - начале осени этого года, как об этом и было сказано автором в статье «О вероятности и сроках глобального финансового обвала».

Но это не кризис перепроизводства товаров (перепроизводство товаров есть всегда в течение последнего полувека, как минимум), а глобальный кризис распределения в целом, то есть кризис функционирования всей глобальной экономики в её целом. Это кризис распределения:



- условий производства (средств производства), включая распределение общих условий производства (инженерная и социальная инфраструктура, транспорт, связь и телекоммуникации, здания и сооружения, производство новой рабочей силы, институциональная среда, глобальные, национальные и субнациональные системы управления общественным развитием);
- производительных сил в пространстве (по континентам, регионам, странам и их территориям);
- рабочей силы (вместе с их семьями) по родам и видам производства материального богатства и воспроизводства человека и общества;
- товаров (продуктов производства, производимых как товары).

И весь этот глобальный кризис распределения в его целом резюмируется не как иначе, кроме как кризис распределения институциональной власти над общественным воспроизводством как в его целом, так и во всех его органических моментах и частях.

Уже сейчас ВТО прогнозирует в целом по этому году падение объёмов мировых транспортных потоков (международное распределение товаров) на 32-33%. Экономика КНР даже в исчислении симулякрами денег не может, да и не сможет в 2020 году восстановиться более чем на 85-90% от уровня 2019 года. Но in natura она и три четверти своего прежнего объёма с трудом воспроизведёт.

Примеров дисбаланса «спроса и предложения», начиная с ситуации на глобальном рынке нефти или газа и заканчивая любым другим сырьевым или товарным рынком, оценками которых как раз и являются практически все экономические прогнозы, можно приводить множество. Однако даже полная совокупность кривых «спроса и предложения», выстраиваемая на этой основе, не проясняет существа дела в глобальной и национальных экономиках вообще, а стремительно нарастающей «дефляции» на потребительском рынке и рынках товаров производительного потребления, в особенности. Не объясняет именно потому, что любое такое объяснение - это очередные попытки решения одной и той же мнимой «задачи» о том, что первично: курица или яйцо.

Все «финансовые» (распределительные и перераспределительные) «власти» всего мира вскоре будут вынуждены повторить опыт «финансовых властей РФ». Это они, собственно, уже делают не менее двух месяцев - речь о практике ФРС США и ЦБ всей G-7, а также КНР. Но в действительности эта практика была начата ещё в 2008-ом году, развившись до своей полной логической завершённости и безальтернативности к настоящему времени.

Ныне к этой практике добавляются лишь последние моменты, логически завершающие её целостность в качестве эмиссионного водопада и приобретения (централизации) корпоративных, в том числе национальных государств как корпораций, производных от симулякров денег: акций, облигаций и т.п.

Как утверждают экономисты, временной лаг управляющего воздействия таких спецопераций на всю экономику в целом составляет до 5-6 месяцев. Вот это управляющее воздействие как раз и будет зримым явлением действительного глобального кризиса «реальной экономики».

О каком опыте «финансовых властей РФ» идёт речь? Об опыте долгосрочного систематического тотального ограничения потребления (и производительного потребления, и потребительного производства) внутри РФ посредством «финансового пылесоса», закономерным результатом чего как раз и является полная деградация производительных сил страны и экономическая разруха.

Чем достигается это ограничение потребления? Оно достигается не просто поддержанием, но увеличением (не только относительным, но нередко и абсолютным) постоянного острого дефицита финансово-распределительных талонов (симулякров денег), распределяемых (направляемых) в распоряжение товаропроизводителей (в целях производительного потребления) и основной массы потребителей товаров в целях потребительного производства, за исключением из их числа «финансовой аристократии» с её присными.

Но это происходило и происходит в условиях нарастающей эмиссии симулякров денег, вследствие чего симулякры денег (финансово-распределительные талоны, а равно и титулы власти) всё более и более концентрируются и централизуются персонификаторами («финансовая аристократия») и институциональными финансовыми агентами (банки и прочие финансовые учреждения) финансового капитала.

Нынешний глобальный эмиссионный водопад всего лишь доводит до логического завершения (до предела) не просто перепроизводство симулякров денег, а концентрацию и централизацию симулякров денег и всех производных от них (то есть средств распределения и перераспределения всех товаров). В чьих руках концентрируются и централизуются симулякры денег и все производные от них? Исключительно и только в руках персонификаторов и институциональных финансовых агентов глобального финансового капитала.

Этим дефицит средств распределения (талонов на право частного присвоения для потребления) на стороне товаропроизводителей и персонификаторов рабочей силы доводится до уровня, который ниже уровня их простого воспроизводства. То есть речь идёт о закономерном ограничении (уменьшении) потребления товаропроизводителей и персонификаторов рабочей силы (а это и есть их экспроприация) не только всего прибавочного, но и всё большей части необходимого для их простого воспроизводства продукта.

Азиатский способ производства. между прочим, характеризуется как раз тем, что он предполагает систематическую экспроприацию не только всего прибавочного продукта, но также и части необходимого продукта. Экономическая общественная формация как раз и началась возникновением азиатского общественного способа производства.

Но догматы вероучения политэкономии вообще и современной монетарной теории, в особенности, утверждают, что симулякры денег - это деньги, то есть что они являются всеобщим эквивалентом всех товаров вообще и рабочей силы, в том числе. Однако НТП и НТР, стремительно сокращая потребность в живом труде, делает абсолютно излишними всё более возрастающие огромные массы живого труда. Но поколику живой труд огромных масс уже не требуется, потолику и потребление этих масс - это паразитическое потребление, обеспечение которого - задача «социального государства» или «общества» (благотворителей).

Отсюда проистекает и концепт «вертолётных денег», и «концепт безусловного базового дохода», и концепт «золотого миллиарда», и концепт «контроля рождаемости», и прочая, прочая, прочая из идеологических следствий указанных догматов вероучения политэкономии и современной монетарной теории.

Идеологически-догматический круг экономической общественной формации вообще и буржуазного общества, в особенности, замкнулся.

Требуется совсем немного времени для того, чтобы это замыкание круга усыпалось всеми своими ягодками на глобальном поле человечества, осияв его всеми оттенками своей смертельной удавки, предстающей человечеству не иначе, кроме как в форме спасительного знака радуги после долгой и страшной грозы.

Владимир Труфанов

кризис капитализма

Previous post Next post
Up