Род человеческий и народы как действительный субъект исторического развития

May 04, 2019 17:27


Вот уже более двух десятков лет радетели "народного счастья" сокрушаются: почему в России "народ безмолвствует"?, и доколе он будет безмолвствовать? Но мало кто дает себе труд понять, что революцию никогда и нигде не начинали сами народные массы, во-первых. И что практически все попытки подвигнуть народные массы к началу революции, предпринимавшиеся не "революционерами сверху", а "революционерами из средины" (ибо "революционеров снизу" в народе нет, иначе бы он не безмолвствовал) не находили и не находят поддержки со стороны народных масс доколе сами верхи не вынудили народные массы к этому, во-вторых.



Даже Ульянов (Ленин) за месяц до падения самодержавия был убежден, что при его жизни в России революция не произойдет. Но она произошла. Даже владея той методологией анализа конкретной исторической и политической ситуации, которой и как владел Ильич, основываясь на том, о чем, что и как сообщают не столько СМИ, сколько проверенные и квалифицированные информаторы с мест, как правило, невозможно сделать никакой иной вывод, кроме как о невозможности революции. Либо же, что есть частный случай предыдущего, даже при таких условиях и предпосылках возможен лишь вывод о возможности революции только в качестве "сверхъестественного" сбоя в системе. Зигзаг истории - вот что есть этот сбой системы, который не исчислим не только средствами буржуазной науки, но и средствами пролетарской революционной науки, находящейся на том уровне ее развития, на который к началу 1917 поднялся Ульянов (Ленин).

Историю делает весь род человеческий, орудиями которого выступают конкретные народы, а не общественные классы как таковые и, тем более, не политические партии.

И социальную революцию совершает народ, авангардом которого выступает соответствующий общественный класс, мобилизующий широкие народные массы на свершение своей социальной революции и, следовательно, на преобразование самих себя (широких народных масс) и самое себя (народа и рода человеческого) в свое новое социальное качество. Социальная революция, если рассматривать ее лишь в той части, которая развертывается в границах обособленного общественного организма, - это переворот в самой общественной природе соответствующих народов и в общественной природе являющихся их органическими представителями (частями) индивидов.

Однако в действительности социальная революция развертывается, совершается и завершается отнюдь не в рамках отдельного народа или обособленного общественного организма (государства), и даже не в рамках отдельной - цивилизационной (культурной) - группы народов. Она, в конечном итоге, охватывает весь род человеческий, и только тогда в действительности завершается, когда завершает соответствующий переворот в общественной природе всего рода человеческого и человека, то есть во всей совокупности производственных и иных общественных отношений всего рода человеческого. Социальная революция завершается лишь тогда, когда стал необратимым переход к новому ансамблю всех общественных отношений во всем человечестве, идущему на смену предшествующему ему ансамблю всех общественных отношений, включая отношения всего рода человеческого как целого ко всей своей неорганической (освоенной и присваиваемой) и органической (собственно человеческой) природе.

Экономическая социальная революция, в результате которой на смену архаической общественной формации пришла экономическая общественная формация, завершилась лишь тогда, когда все отношения, входящие в ансамбль общественных отношений рода человеческого, по своей общественной природе стали экономическими общественными отношениями, основанными на отделении общественных классов, господстве и подчинении, эксплуатации человека человеком, частичном человеке.

Коммунистическая социальная революция завершится лишь тогда, когда все общественные отношения рода человеческого станут коммунистическими общественными отношениями, основанными не просто на отсутствии политического и социального неравенства между людьми и эксплуатации человека человеком (это лишь диалектически отрицательная характеристика). Она завершится лишь тогда, когда все общественные отношения будут основаны на таких общественных условиях и предпосылках, которые обусловливают необходимость и неизбежность полного и всецело присвоения каждым человеком своей родовой сущности, ее свободного развития вне кем бы то ни было положенных пределов.

Экономическая социальная революция совершалась и свершилась посредством ряда материальных и социальных переворотов (социальных революций), каждый из которых стал прогрессивной эпохой развития экономической общественной формации - азиатской, античной, феодальной и капиталистической. Но если античная, феодальная и капиталистическая эпохи есть особенные эпохи развития всего лишь одной - малой - части рода человеческого, то азиатская и капиталистическая эпохи есть всеобщие эпохи развития всего рода человеческого. Человечество посредством выделения и революционного развития малой своей части - Запада - и его революционизирующего (по большей части сопряженного с насилием и грабежом) воздействия на все другие части рода человеческого создало материальные и иные предпосылки перехода всех частей рода человеческого на капиталистическую ступень развития, чтобы, опираясь на нее, совершить коммунистическую социальную революцию. Посредством выделения малой части, насилия, грабежа и эксплуатации этой малой частью всех остальных частей человечеством совершалась концентрация ресурсов для опережающего развития малой части, без чего невозможно становление человечества новой органической целостностью на качественно более высоком уровне. Так же посредством отделения классов и эксплуатации совершается концентрация ресурсов и развитие малой части конкретного народа, а чрез это, в конечном итоге, - и всего народа, но лишь до предела, полагаемого соответствующим общественным качеством - ансамблем всех воспроизводственных отношений или, иначе, общественной формой производства.

Но и это далеко еще не все. Все иные, кроме Запада, части рода человеческого отнюдь не прозябали в те эпохи, в которые Запад развивался революционно и более интенсивно. Речь идет об античной, феодальной и собственно буржуазной эпохе развития самого Запада до ее превращения в капиталистическую эпоху всего рода человеческого. Технический базис античного и феодального способов производства в действительности создан отнюдь не Западом, но Востоком, то есть всем прочим человечеством, без чего Запад как таковой и его интенсивное развитие были невозможны, во-первых. Но и Запад в эпоху античности и феодализма оказывал и оказал существенное модифицирующее воздействие на Восток, не говоря уже о буржуазной - западной - эпохе становления капитализма в качестве всеобщей прогрессивной эпохи развития всего человечества.

Всеобщая капиталистическая социальная революция рода человеческого представляет собой весьма долгую - более чем трехтысячелетнюю - эпоху "долголетних битв, ...нескольких периодов натиска с промежутками контрреволюционных судорог" античного, феодального и азиатского строя. То, как протекала эта эпоха на Западе, специфически отличается от того, как она протекала на Востоке, и наоборот, но и на Западе, и на Востоке она есть своя специфическая эпоха долголетних битв, нескольких периодов натиска с промежутками контрреволюционных судорог. То же относится и к особенным социальным революциям, то есть к социальным революциям перехода от феодализма к капитализму на Западе вообще и в каждой из стран Запада, в особенности. Это верно и для перехода от азиатского строя (на техническом базисе феодализма) к капиталистическому строю через азиатский строй на техническом базисе капитализма, то есть для так называемых второй и последующей волн капиталистического развития.

Да и коммунистическая революция не может свершиться иначе, кроме как волнами с промежутками контрреволюционных судорог и т.д., хотя во всех иных отношениях она существенно отличается от всех предшествующих социальных революций, что по многим параметрам подробно рассмотрено в предыдущих моих статьях. Ныне, в процессе анализа соотношения социальной революции и Смуты вообще и в истории России последнего столетия, в особенности, мы вплотную подошли к рассмотрению субъективного фактора социальной революции и Смуты, соотношения пролетариата и политических партий, провозглашающих в качестве своих знамен и лозунгов борьбу за "Светлое будущее".

Василиев Владимир, 12-17 июля 2015.

революция, развитие производительных сил, контрреволюция

Previous post Next post
Up