Власть бюрократии или власть корпораций?

Apr 08, 2018 09:53


Недавно,  Д.Песков, а может даже и Сам(!), но устами Д. Пескова заявил:





"Фразу "российские олигархи" считаем неуместной. Давно прошло то время, когда в России были олигархи, в России нет олигархов"



А совсем недавно, в январе этого года, тоже самое говорил А. Дворкович. Я так удивилась, что даже статью по этому поводу на aftershock.news написала....

Итак:

Власть бюрократии или власть корпораций?

В РФ разом, всего за каких-то 10-15 лет, вдруг исчезли все олигархи. Не, не в тюрьме они, не в тайге под охраной автоматчиков с собаками и, "лоб зеленкой" им никто не мазал.Потерялись они куда-то. Об этом даже сам А.Дворкович, вице-премьер РФ заявил.





Мы не думаем, что у нас есть олигархи. Это была концепция 1990-х. Сейчас у нас есть хорошие работающие бизнесмены, социально ответственные, которые заботятся о стране и зарабатывают деньги, занимаясь ответственным бизнесом", - сказал он в интервью телеканалу Bloombergв кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.

Испугались "класса" бюрократии, не иначе. Ищут их либералы, но никак найти не могут. Некоторые "левые"тоже искали - не нашли. Оба субъекта пришли к выводу, что олигархам в РФ наступил полный кирдык, исчезли, мол, они, как мамонты.

Из этого вывода родилось вполне логичное железобетонное по непробиваемости следствие (ну как у шизофреников принято, чес-слово, - у них все всегда очень логично):  бюрократия - отдельный класс, который страной сегодня правит. Вся полнота государственной власти в стране перешла к бюрократии, которая есть "класс". Ну, а раз - "класс", то чего ж власти к классу-то и не перейти! Класс же все таки, не хухры-мухры. Великая русская бюрократическая революция, так сказать, и, мирным путем, что главное. Это ли не посрамление революционной науки Маркса, который в виду вышеизложенного, железобетонно-логического, несомненно устарел вместе с Энегльсом, Лениным и всеми остальными, согласно произвольного списка.

Далее мнения либералов и "левых" разделились направо и налево, что неудивительно. "Левые", страдающие глубокой ортодоксальностью, окрестили ситуацию "бюрократическим капитализмом", а либералы, ну те которые адепты секты Невидимой руки рынка и, которые хотят устроить всем нам "майдан" , естественно, - "бюрократическим феодализмом". Государственные же наши либералы, а так же "левые", исповедующие теорию мирной конвергенции двух антагонизмов, с радостью пришли у компромиссному третьему варианту о наступлении в РФ  "бюрократического социализма", что является явным подтверждением исповедуемой теории мирной конвергенции двух антагонизмов. Дворкович-то не спроста так сказал...

Так куда же они подевались-то, олигархи? Была "семибанкирщина", значит семеро их, как минимум, быть должно! Считаем. Одного посадили, потом выпустили. Двое других, не дожидаясь, смылись на Запад. Семь минус три - равно четыре. Где остальные? Ведь не "трибанкирщина" была, а "семи". Может они свое состояние пожертвовали на что-то благоугодное? - не слышала. Может национализация в стране нашей давно началась и вовсю собственника эффективного трясет "класс" бюрократии, о благе страны болеющий? Вроде приватизация продолжается вовсю, "Почта России" на очереди стоит....

Так что с олигархами случилось?

Ответ на этот вопрос не надо искать в олигархах, выдумывая разные новые "классы". Ответ надо искать в самом капитализме, который не является чем-то метафизически застывшем, а который стремительно изменяется, чутко реагируя на малейшее изменения конкретных исторических условий. Изменился капитализм. Из дикого олигархического капитализма он превратился в другой, в корпоративный. Как во всем остальном мире. Превратился в тот капитализм, каким и надлежит быть ему сегодня, в конкретных исторических условиях.

Дефолт 1998 года кардинально изменил ситуацию в России. В РФ стало выгодно инвестировать. Произошла важнейшая структурная мутация российского капитализма, который сделался упорядоченным и внешне цивилизованным настолько, насколько цивилизованным может быть капитализм в стране, живущей за экспорта природных ресурсов. Олигархический хаос дикого капитализма закономерно сменился упорядоченностью капитализма корпоративного.

И, хотя зависимость капиталистической экономики от экспорта сырья сохранилась, логика ведения бизнеса стала другой. Олигархические вотчины, созданные по принципу "что урвал - то мое", стремительно перестраивались к новым условиям, меняли собственников и структуру управления, набирали армии профессионалов-управленцев. Создавалась черкая корпоративная иерархия с жесткими бюрократическими стандартами и правилами. В результате этого процесса, из олигархического хаоса РФ появились классические корпорации с высокопрофессиональными командами управленцев.

Те, которые не перестроились применительно к новым условиям - исчезли. Естественный отбор жесток, однако...

Российские корпорации выходили на западные биржи одна за другой, выставляя на продажу свои акции, продвигая на международном уровне свои бренды. Высокие цены на энергоносители обеспечили поток нефте-долларов. Валюты было столько, что ее количество в несколько раз превышала потребности самих корпораций на внутреннем рынке. Это вовсе не значит, что все потребности внутреннего рынка были удовлетворены. Вовсе нет. Корпорации не вкладывали инвестиций в отрасли, в которых доходность была ниже, чем те отрасли, где они получали максимальную прибыль. Вкладывали только туда. Максимилизация прибыли - закон капитализма. Каждый "эффективный собственник" вынужден следовать ему, если он, конечно, планирует оставаться собственником. Разговоры о патриотизме - всего лишь разговоры. Бог капитала - прибыль.

"Слезание с нефтяной иглы", "развитие отечественной промышленности", научные разработки с долгой их окупаемостью, долгосрочные программы и т.п. Разве будет во все это вкладываться наш "эффективный", когда на кону стоит прибыль значительно большая? К тому же у сырьевых корпораций и опыта производства другой продукции. Это же специалистов нанимать, производство осваивать, новую рыночную сферу осваивать. А если уж не рыночную...., где вы видели капиталиста, мечтающего осваивать не рыночную сферу?(с)

Если бы государственные бюрократы завозились в РФ с Марса летающими тарелками и не имели к бизнесу корпораций никакого отношения, они, возможно и направляли бы инвестиции в альтернативные программы развития для "слезания с нефтяной иглы", "развития отечественной промышленности", долгосрочные программы и научные разработки с долгой окупаемостью. Но они государственные бюрократы с Марса к нам не завозятся. Они, как говорится плоть от плоти и кровь от крови, поэтому строились "арены" и инвестировалось преимущественно то, что имело отношение к участию бюрократов в прибылях корпораций.

Все правила цивилизованного капитализма соблюдались неукоснительно. Корпорации вышли на мировые рынки и начали скупать активы по своему профилю. Предприятия и целые компании. По профилю своего бизнеса. Чтобы не вязаться и не зависеть от посредников, не делиться с ними. Накопление капитала, как у всех цивилизованных капиталистов. Это олигархи покупали футбольные клубы, замки, яхты... Вот и довели страну до дефолта. А сегодня отечественные корпорации скупают Запад, руководствуясь научной инвестиционной стратегией, как самые настоящие мировые капиталистические акулы.

И вот тут то Запад вначале напрягся, а потом и завопил. Отсутствие перспективных инвестиционных планов на родине, в сочетании с огромным и свободным капиталами, делало русских инвесторов за границей чрезвычайно настойчивыми и агрессивными. Чтобы сдержать натиск крупных русских корпораций, стали вводиться различные заградительные меры.

В отношениях между РФ и Западом стала возникать и усиливаться напряженность. "Права человека", "узурпация власти" и прочая мура хороша для телевизора и пресс-конференций в стиле госпожи Псаки. Реальная же причина - бизнес и, ничего более.

Корпорации продолжали сотрудничать с Кремлем, но совершенно иначе, чем в годы Ельцина, когда решающую роль играли личные связи. Капитализм-то изменился. Единоличное принятие решений и произвол хозяев, бессмысленно ворочающих случайно доставшимися им миллионами, уступили место организованным бюрократическим процессам, как на уровне компаний, так и на уровне государства. Как бы ни жаловались на жизнь либеральные публицисты, как бы ни сетовали журналисты и бизнесмены на засилье бюрократии, на самом деле именно при Путине российский капитализм начал хоть в какой-то степени соответствовать мировым нормам. А, недовольство чиновничеством является нормой для любого бизнесмена в любой стране.

Чиновники получают места в правлениях корпораций, где все еще присутствовал государственный капитал. С точки зрения либералов это - ужасающее свидетельство "огосударствления экономики". Однако на практике не столько государство подчиняет бизнес, сколько интересы бизнеса подчиняют себе повседневную деятельность правительства.Контролировать чиновников, состоящих в руководстве компаний, власть практически не может.

Никаких официальных механизмов контроля над государственными пакетами акций нет. Зато чиновники используют свои позиции для того, чтобы подчинить правительственные решения корпоративным интересам. Когда нам торжественно говорят, что государство владеет половиной акций "Газпрома", на практике это означает лишь то, что "Газпром" владеет по меньшей мере третью российского государства. Ради его интересов развязываются газовые войны то с Украиной, то с Белоруссией, ради поддержки нефтяников девальвируют рубль, ради спасения зажравшихся банкиров растрачиваются последние деньги, ранее закачивавшиеся в Стабилизационный фонд. Только очень наивные люди могли думать, будто эти средства накапливаются ради защиты государственных или общественных интересов, на самом деле это был резервный фонд крупного бизнеса, переданный корпорациями на хранение государству.

Ленин досконально описал и разжевал сращивание корпоративного аппарата с государственным. Это государственно-монополистический капитализм, уважаемые. Давно утвердившийся на Западе. Задолго до того, как проявился в России. Только на Западе, чиновники и руководители бизнеса принуждены лицемерить, придавая благопристойный вид своим связям, смысл которых, впрочем, с полной очевидностью виден в моменты кризиса. Власть корпораций оформляется демократическими институтами так же, как брачные торжества придают респектабельность сексу. Хотя и до брака, и после, в постели люди делают примерно одно и то же.

Сращение государственного аппарата и капиталистических монополий Ленин считал одним из признаков империализма. Российская власть, чуть оправившись от унижений 1990-х годов, сразу же стала демонстрировать признаки империалистического поведения. Ругают ее за это и левые, и либералы. Ругают дружно и по одиночке, ругают захлебываясь от  "демократических" или "патриотических" чуЙств . Только надо уточнить, что такое империализм. А империализм - это агрессивность. Государственная агрессивность, вплоть до применения вооруженной силы, отстаивание корпоративных интересов правящих корпораций государством на международной арене. Во что это выльется не знаю. Вряд ли, что во что-то мирное и хорошее.

Империализма это соединение государства и корпораций. Они нуждаются друг в друге и прекрасно работают вместе. Идеи, лозунги, патриотическая риторика - все это очень мило и полезно, но только тогда, когда за этим стоит реальный интерес. Есть нефть, газ, металл. Есть Крупп, Дженерал Моторс, есть печально известная в Латинской Америке "Мамита Юнай" (Юнайтед Фрут). Теперь в этом же списке есть "Газпром", "Роснефть", "Русал" и многие другие. Поток нефте-долларов не только способствовал внешней экспансии российского капитала, безудержному росту частной корпоративной бюрократии и распространению в ее среде наглого чувства самоуверенности и безнаказанности. Он дал отечественным компаниям, как на первых порах казалось, неограниченный доступ к международному банковскому кредиту. Дорогая нефть позволяла брать в долг любые суммы при полной уверенности должников и кредиторов в возможности эти средства вернуть.

В итоге, имея огромное количество свободных денег, российский бизнес погрузился в долги. Не чувствуя себя ничем связанными, не испытывая никакой ответственности, корпоративные элиты формировали собственную стратегию развития так, будто никаких объективных ограничений не существует. Впрочем, здесь они тоже не были оригинальными - точно так же мыслили их коллеги в США, Западной Европе.

Но нефть упала в цене и мировой экономический подъем сменился глобальным кризисом. Не теште себя иллюзиями: все только начинается. Это не легкое недомогание, а катастрофа. Не болезнь, которая "сама пройдет", а тупик системы.

Нашим элитам не повезло. Их в очередной раз подвела история. Они опоздали. Мировой капиталистический рынок, куда они так стремились, ради успешного участия в котором они прилагали столько усилий, совсем не похож на естественный и единственно-возможный порядок вещей. Он жесток и давно поделен "старичками".  За место под мировым капиталистическим солнцем для новоприбывших российских корпораций надо драться и, мне кажется, российский государственно-монополистический капитализм готовится к этому.

Глобальный государственно-корпоративный произвол ведет планету к самому тяжелому экономическому кризису за все время существования человечества и ставит само существование человечества под угрозу. Россия теперь не стоит в стороне от этого процесса и вносит в него свою посильную лепту.

Ведь для любого капиталиста главное прибыль....

империализм, капитализм, монополии, государство

Previous post Next post
Up