Цельных три выходных дня подарило нам правительство, апосля шестидневного рабочего "ада". Куда пойти, куда податься? Кому бы дать, кому б отдаться??
Такие вопросы встали во весь свой исполинский рост передо мной, после классических "домашних" дел в законный выходной день...
В кино? На концерт?? Побухать??? Впрочем, последнее времяпрепровождение еще впереди, равно как и приобщение к "важнейшему из искусств"...
Душа требует приобщению к прекрасному и вот, по совету родственников, направили свои лапы воскресным вечерком на улицу Гончарную д.3 стр.1. Где, на задворках кинотеатра "Иллюзион", где ваш (не)покорный слуга в детстве столь уже далеком, приобщался к классике кинематографа в виде фильмов про "Фантомаса" с неподражаемым Луи де Фюнесом...
Так вот, значится, на задворках этого знакового для многих людей кинотеатра расположился небольшой, но весьма интересный музей...
Здесь представлена единственная в России частная коллекция икон византийского и древнерусского искусства.
Под пристальным взглядом охранника обуваем медицинские бахилы на тяжелые зимние ботинки, ставим автографы в журнале посетителей, сдаем одежку в гардероб, и идем приобщаться к прекрасному...
Если все нормальные люди начинают осмотр с первого этажа, то мы предпочли вознестись на современной лифте сразу на третий этаж музея, и попали...
Попали "в гости" к старообрядцам. После Никоновской реформы, "кончилась Рассея, как стали креститься тремя перстами", сокрушался жутко вредный дед Кузьмич, в бушковской "Охота на Пиранью", всех приверженцев старой веры стали преследовать "аки зверей лютых". Близко знакомили с плетями катов, драли ноздри, пытали раскаленным железом, убивали - в лучших традициях самой "миролюбивой и дружелюбной религии"...
И старообрядцы скрылись в непроходимых чащах лесов, шестой части суши, благополучно дожив до наших дней.
В небольших залах на третьем этаже представлены иконы старообрядцев, уцелевшие документы религиозного содержания, а также рассказывается о истории и маленьких секретах иконописи в Средние Века, при помощи документально-мультипликационного фильма, демонстрирующегося на плазме...
Особый интерес вызывает настоящая старообрядческая часовня, бережно перевезенная из одной деревеньки под Торжком.
Спускаемся этажом ниже. Кстати, лестничные переходы украшены черно-белыми фотографиями тех или иных достопримечательностей в разных городах России. Некоторые монастыри и церкви, мы даже имели честь лицезреть вживую...
На втором этаже мы погружаемся в мир икон XVII-XIX веков. Есть даже образцы иконописи начала XX века. Все экспонаты были выкуплены у крестьян из разных деревень, либо же у коллекционеров Западной Европы.
Представлены образцы палехской иконописи, вологодской и тверской школы иконографии. А также иконы с самого Севера Руси.
Есть уникальные образцы иконописи наподобие "Огнеликой Богородицы", или же огромной иконы "Страшный Суд", привезенной откуда-то из Тверской области. "От такой картины, еще у многих может вера пропасть", как говорил Федор Михайлович Достоевский про картину Ганса Гольбейна-Младшего "Христос в гробу". Ну или же, наоборот, можно воспылать необоримым пылом к праведной жизни...
Мне не грозит ни одно, ни другое, поэтому всласть налюбовавшись на картину "Ада", спускаемся на первый этаж. И тут любитель и ценитель старины в моем лице, просто запищал и "возопил" от счастья...
Иконы и оклады XIV-XVII века... Это ж какая прелесть. Пострескавшиеся от времени, с облупившейся краской. Кое-где становится даже непонятно, какая именно деталь там изображена. Но какую же громадную культурно-историческую ценность имеют эти образцы иконописи и иконографии, частично восстановленные и бережно сохраненные в залах этого небольшого музея...
Здесь же, на первом этаже можно прослушать лекция "как писать иконы", от современного "Андрея Рублева". И надо сказать, его рассказы пользуются большим спросом у почтенной публики.
В музее представлены и образцы украшений различных иконостасов .
А в одном из залов можно увидеть образцы работы великого русского изографа Кирилла Уланова. Многие образцы этого царского изографа Оружейной палаты, жившего в XVII веке были безвозвратно утеряны после кражи в "Устюженском Краеведческом музее"... А теперь по крупицам находятся в различных частных коллекциях западных ценителей русской иконописи...
В этом же зале можно увидеть восстановленый иконостас церкви Петра и Павла в родном городе изографа - Устюжне.
Вот такой музей есть в Москве. Любителям старины и культуры, думается мне, небезынтересно будет походить по его залам, любуясь на редкие образцы иконописи.
Я, человек неверующий, получил массу удовольствия, и обогатил знаниями свою "бестолковку".
P.S.: Остается добавить. что вход в музей бесплатный. А вот фотографировать там запрещено строжайше!!!
Поэтому все фотки в этом посте взяты с просторов интернета...
P.P.S. напротив музея находится Афонское подворье, но туда заходить не стали. Религиозности хватило с лихвой этим вечером. Поэтому просто полюбовались на него в вечернее время.
Впрочем, не последний день живем))) И еще заглянем тудой. Это уж точно...