И снова о 13-ом

Oct 06, 2010 11:00

Рано или поздно эта тема опять всплывёт в спорах, так что запасусь доводами, чтобы потом не искать.
Последние годы появилось много любителей Сталина, "Который Построил Страну"...
-------------------------
-------------------------
-------------------------
-------------------------
Россия 1890-1913
http://expert.ru/printissues/expert/2010/39/tsarskiy_podarok/

Весьма успешно смотрелось экономическое развитие России и на фоне тогдашних мировых лидеров. По абсолютному росту промышленности империя находилась на втором месте в мире, уступая лишь США.
http://expert.ru/tables/expert/2010/39/document611707/
------------------------
Сознательное проведение политики импортзамещения началось позднее - с принятием в 1891 году нового таможенного тарифа (сейчас сказали бы «кодекса»), связанного с именем великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Он писал: «Фритредерский образ действия подходит лишь к странам, уже укрепившим свою заводско-фабричную промышленность… протекционизм как абсолютное учение есть такой же рационалистический вздор, как и абсолютное фритредерство, и… протекционный способ действия совершенно уместен ныне для России, как был уместен и для Англии в свое время, когда ей грозило остаться разоренным и бедным островом Атлантического океана». При этом Дмитрий Иванович подчеркивал, что одними лишь пошлинами промышленность в стране не взрастить: «Протекционизм подразумевает не их [пошлины] только, а всю совокупность мероприятий государства, благоприятствующих промыслам и торговле и к ним приноравливаемых, от школ до внешней политики, от дороги до банков, от законоположений до всемирных выставок, от бороньбы земли до скорости перевозки… Он обязателен и составляет общую формулу, в которой таможенные пошлины только малая часть целого».

Согласно этим постулатам, ввоз промышленного оборудования в целом заметно подорожал. Так, если в 1881-1884 годах таможенные пошлины по отношению к стоимости ввезенных в Россию товаров составляли в среднем 19%, то после принятия нового тарифа - свыше 28%. Впрочем, в тогдашней мировой экономической практике были примеры и поярче. Так, в США средний размер пошлин на ввозимые товары в 1890 году составлял 49,5%, а в 1897−м - все 57%.

------------------------
Основой такой системы стало введение спиртоводочной монополии, которая обеспечивала почти треть налоговых доходов имперского бюджета вплоть до введения в преддверии Первой мировой сухого закона. Кстати, доля питейного дохода в казне России была несколько выше, чем во Франции, но ниже, чем в Англии. Так что тезис об уникальности российского «пьяного» бюджета лжив.
------------------------

К середине 1870−х в империи было построено свыше 20 тыс. км железных дорог, к концу XIX века - еще свыше 30 тыс. км, а к моменту свержения царизма длина российской сети железных дорог составляла 75,8 тыс. км. Завершающим аккордом этой бешеной гонки стала прокладка за счет казны Транссибирской магистрали, соединившей европейскую часть России с Дальним Востоком, протяженностью почти 10 тыс. км. И сегодня Транссиб остается самой длинной в мире стальной магистралью.
------------------------




------------

Подведем итоги. Если бы у царских чиновников времен Николая II была хоть толика таланта в области PR, они могли бы уподобиться Сталину на XVII съезде ВКП(б) и так отчитаться об итогах модернизации страны:

«У нас не было электроэнергетики и энергомашиностроения - теперь они у нас есть.
У нас не было локомотиво- и вагоностроения - теперь они у нас есть.
У нас не было нефтяной промышленности - теперь она у нас есть. С дров мы перевели свою промышленность и транспорт на уголь и мазут.
При все возрастающем внутреннем душевом потреблении зерна мы являемся его крупнейшим поставщиком на мировой рынок.
У нас самое быстрорастущее население в Европе.
По темпам промышленного роста мы обогнали Англию, Францию и Германию и пока уступаем - на ничтожную величину - лишь Северо-Американским Соединенным Штатам».
------------------------
именно «проклятому царизму» нынешняя Россия обязана почти 80% своих стальных магистралей. Не удивительно, что русскую индустриальную революцию 1880-1910−х годов предпочли забыть. Иначе как-то неловко получалось.          
------------------------
Previous post Next post
Up