Про коммунизм

May 10, 2011 13:04

Запишу пару цитат для борьбы с догматиками.

---------------------------------------------------------------------------------------------------
http://www.i-u.ru/biblio/archive/paramonov_kritika/00.aspx

«Истина, которую должна познать философия, - писал Ф. Энгельс, - представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, которые остается только зазубрить, раз они открыты; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, найдя некоторую так называемую абсолютную истину, уже не могла бы пойти дальше...»

К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 21, стр. 275.

«всякую истину, если ее сделать «чрезмерной»... если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» [1].

В. И. Ленин Полн. собр. соч., т. 41, стр. 46.

Марксизм как наиболее полное, многогранное учение о развитии противостоит любой односторонности, любым искажающим действительность догматизированным мыслительным конструкциям. К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не оставляли вне критики те проявления идеалистических и антидиалектических взглядов, с которыми они сталкивались на арене политической и научно-теоретической борьбы. Они критически выступали против всяческого догматизма, в том числе и против догматизма в рабочем движении, что нашло свое отражение, например, в письме, посланном Ф. Энгельсом из Англии в мае 1894 г. Ф. Зорге. Это письмо непосредственно затрагивает неправильную позицию английской социал-демократической федерации, а также организаций амеракинских социалистов - выходцев из Германии. В нем говорится: «Здешняя (т. е. английская. - Н.П.) Социал-демократическая федерация разделяет с вашими немецко-американскими социалистами право быть отмеченной как единственная партия, ухитрившаяся превратить теорию развития Маркса в окаменелую ортодоксию, к пониманию которой рабочие должны прийти, не руководствуясь своим собственным классовым чутьем, а проглотив ее залпом и без рассуждений в качестве символа веры» [1].

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 207.

Догматизм - это своеобразный посох уходящих с исторической арены классов, это методологическая опора оторвавшихся от жизни и изменивших марксизму некоторых деятелей коммунистических партий. Догматизм, ревностно отстаивающий те или иные доктрины, порой вовсе не интересуется тем, подтверждаются они или не подтверждаются практикой, данными науки, фактами объективной действительности. Он претендует на абсолютную истину, не приводя ее в соответствие с ходом жизни, с развитием общества.
Догматизм, подменяющий подлинно глубокое исследование простым набором тривиальных догм, является серьезным препятствием на пути всякого живого дела, на пути научного прогресса. В статье «Экономическое содержание народничества...» в связи с анализом одной пространной тирады Струве о Марксе В. И. Ленин писал, что «догматический способ изложения, не опирающийся на изображение конкретного процесса, затемняет мысли... и оставляет их недоговоренными» [2].

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 450.

«...Преимущество нового направления, - писал Маркс, - как раз в том и заключается, что мы не стремимся догматически предвосхитить будущее, а желаем только посредством критики старого мира найти новый мир. До сих пор философы имели в своем письменном столе разрешение всех загадок, и глупому непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки. Теперь философия стала мирской; это неопровержимо доказывается тем, что само философское сознание не только внешним, но и внутренним образом втянуто в водоворот борьбы. Но если конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем, - я говорю о беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими»

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 379.

«Все дело в том, - учит В. И. Ленин, - чтобы не довольствоваться тем уменьем, которое выработал в нас прежний наш опыт, а идти непременно дальше, добиваться непременно большего, переходить непременно от более легких задач к более трудным. Без этого никакой прогресс вообще невозможен, невозможен и прогресс в социалистическом строительстве» [1].

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 196.

Главное требование творческого марксизма заключается в том, чтобы «учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охватыванию сложности жизни»

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 31, стр. 134
Previous post Next post
Up