Zebra oder rotes Pferd

Jan 11, 2021 21:16

Der Spiegel предоставляет в своем архиве все свои выпуски, начиная с самых первых. Очень интересно их читать, особенно учитывая нынешнее состояние немецкой журналистики. Я помню ощущение, как юнцом читал "FAZ" и "Süddeutsche Zeitung" в каком контрасте находились их статъи с статьями советских журналистов.
Где-то в первой половине двухтысячных немецкие издания стали постепенно скатываться к знакомому идеологически до слова выверенному стилю партийной прессы, пронизанной страхом перед отлучением от кормушки. И вот сейчас я в Интернете могу опять испытать знакомое по СССР ощущение, на этот раз не от вчерашней-позавчерашней FAZ (с сегодняшними была напряженка), а от Spiegel'я пятидесятелетней выдержки.

Ну да ладно. Вот статейка о рафинириях Gelsenkirchener Bergwerks-AG (GBAG, оборот фирмы 3,5 миллиардов марок, 57 000 сотрудников). Произошло с ними следующее. Сразу после войны они заключили на 30 лет договор о поставке нефти с американцами на достаточно невыгодных для них условиях. Через 14 лет они пытаются освободиться от этого контракта, так как он им грозит разорением, поскольку оговоренные в контракте цены чем дальше тем больше превышают рыночную цену. Меня позабавило несколько абзацев.

Как контракт вообще был заключен :

"После окончания войны рафинерия лежала в руинах, оставшееся целым оборудование вывозились в свои страны победителями. Будучи "запрещенной индустрией" (во время войны здесь сжижением угля синтезировали топливо) GBAG не могло рассчитывать на разрешение возобновить производство в ближайшем будущем. В это тяжелое время к генеральному директору GBAG обратились представители третьего в мире по размеру нефтеконцерна Socony Mobil Oil. Они обещали сделать так, что союзники прекратят демонтаж оборудования и так же обещали опеспечить разрешение на возобновление производства. За это GBAG на 30 лет обязывалось бы покупать нефть исключительно у Socony Mobil Oil по т.н. "posted prices" а так же половину прибыли рафинерии отдавать дочернему предприятию Socony в Гамбурге"
GBAG ничего другого не оставалось, Socony свои обещания выполнила, контракт был подписан в 1951 году.

Я и не догадывался, что все делалось настолько топорно и с такой неизбывной простотой.

Чем дальше, тем больше оговоренные "posted prices" удалялись от рыночных, все движения GBAG приводили к еще большей зависимости от Socony. При продолжении действия договора до 1981 года убыток GBAG составил бы 1 миллиард марок, для них это было "вопросом жизни и смерти". В 1961 году чиновники немецкой федеральной антимонопольной службы, изучив договор, сочли его противоречащим картельному законодательству. В случае открытия антикартельного процесса у Socony были бы плохие карты, особенно если учитывать, что американское антимонопольное законодательство еще строже, чем немецкое, и Socony не хотелось бы еще и процесса у себя на родине.

Однако Josef Abs, член наблюдатеьного совета GBAG и член правления Deutsche Bank, исходя из своего опыта в Бонне, предостерег от попытки решить проблему через антикартельный процесс.

"Если антимонопольный комитет обьявит договор недействительным, то через 24 часа Nickerson (председатель набсовета Socony) будет у президента США Johnson'a. Еще через 24 часа американский посол McGhee будет разговаривать с министром экономики Erhard'ом (кстати, отцом "немецкого экономического чуда") и через 24 минуты Erhard лишится поста".

И тут - такая же неизбывная простота и такая же эффективность.

https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-46169200.html
Previous post Next post
Up