Зачем школьнику молоко?

Jun 04, 2010 14:39

О целевой программе «Школьное молоко» в Белгородской области знают многие. Именно в рамках этого проекта, старт которому был дан еще в 2006 году, ученики общеобразовательных школ ежедневно получают стакан молока или кефира. Казалось бы, молочные завтраки - мера сугубо социальная. Но, как выяснила «Смена», есть в ней и экономический подтекст.
Колхозное -
всегда в цене?
Знаете, сколько молока потребляют жители Евросоюза? Около 600 литров на человека в год - в виде разного рода продуктов, разумеется. А сколько молока приходится на среднестатистического россиянина? Менее 200 литров. Разница - очевидна. Почему же молочное производство в Белгородской области не растет теми же темпами, что свиноводство и птицеводство? Почему Белгород не стесняются называть мясной столицей России, но об успехах молочного животноводства в нашем регионе мало кто слышал? Ответы на эти вопросы, как ни банально, упираются в главный фактор - рыночную цену.
- Кто бы объяснил: почему в магазинах газировка, изготовленная из дешевых порошков, стоит дороже натурального коровьего молока? - недоумевает легендарный председатель колхоза имени Фрунзе Василий Горин. - Ведь трудозатраты на производство этих напитков несопоставимы!
Как отмечает главный зоотехник по крупному рогатому скоту колхоза Виталий Артюх, поголовье буренок в бессоновском хозяйстве остается неизменным на протяжении последних десятилетий - около 2500 голов. И хотя здешние коровы числятся в рекордсменах по удоям (в прошлом году цифра превысила 7 тысяч литров молока на корову), увеличивать объемы производства бессоновцы не собираются.
- Каждое лето у нас всё та же проблема, - сокрушается Виталий Михайлович. - Предложение на рынке превышает спрос, а потому неизменно возникают сложности со сбытом. Приходится продавать молоко ниже себестоимости.
При этом следует заметить, что в числе переработчиков, с которыми сотрудничает колхоз имени Фрунзе, значатся Белгородский хладокомбинат и прохоровский завод по производству йогуртов «Onken» - компании известные и отдающие предпочтение только лучшему сырью. К тому же бессоновцы реализуют товар напрямую в областном центре: колхозное молоко имеет постоянную клиентуру. Но если даже лучшие производители реализуют молоко с трудом, то как же обстоят дела у остальных хозяйств?
Корова -
уже не кормилица?
Мелкие производители вынуждены искать собственный путь к потребителю. Например, многие жители Валуек знают, где расположена торговая точка с молочными продуктами от Марины Клим. Сметана, сливки, творог, масло, сыр - всё домашнее и отменного качества. Ради того, чтобы 26 буренок служили подспорьем, фермерской семье пришлось стать не только производителями, но и переработчиками, и реализаторами.
- На каждом этапе - будь то переработка, транспортировка или непосредственная продажа - «накручивается» определенный процент, - рассуждает Марина Михайловна. - Конечно, нам выгодно, чтобы эти деньги оставались в нашем хозяйстве - вот и приходится «вертеться». Впрочем, в чистом виде молочное производство всё равно себя не окупит - мы занимаемся еще и производством говядины и свинины.
В селе Колосково, где располагается хозяйство Марины Клим, насчитывается более сотни коров в частных подворьях. Куда девают излишки молока остальные селяне? В большинстве случаев - сдают перекупщикам по цене, не превышающей 10 рублей за литр. Об окупаемости при таком раскладе речи не идёт.
Впрочем, в нынешнем году ситуация не выглядит столь катастрофичной по сравнению с летом 2009 года, когда в результате обвала цен закупочная цена на литр сырого молока составляла порядка 7 рублей при себестоимости почти в полтора раза выше.
Все реки текут.
Даже молочные
Как явствует из проекта Программы развития конкуренции в Белгородской области на 2008-2010 годы, в регионе производством сырого молока занимаются около 400 крестьянских хозяйств и около 200 более крупных сельхозпредприятий различных форм собственности (в советское время их называли колхозами и совхозами). Услуги по переработке молока оказывают свыше 20 хозяйствующих субъектов, а значит, об отсутствии конкуренции на этом рынке говорить не приходится.
Поскольку молоко относят к категории социально значимых продуктов, управление федеральной антимонопольной службы постоянно занимается мониторингом цен на него - как розничных, так и закупочных. По словам начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Анны Уваровой, в последние два месяца зафиксирована тенденция к снижению закупочной цены. Явление это цикличное и достаточно постоянное: летом коровы дают больше молока, а потому и спрос на него снижается. Тем не менее розничные цены на молоко остаются неизменными: торговые сети сложившейся ситуацией вполне довольны.
- Местный рынок насыщен, - отмечает Анна Васильевна. - Помимо большого количества местных производителей, на рынке представлены молочные продукты из Украины и Беларуси, а также прибалтийские сыры. Нет ничего удивительного в том, что сейчас закупочные цены на молоко колеблются в коридоре 8-10 рублей. В сложившихся условиях многие белгородские производители молока пытаются повысить прибыльность за счет участия в сельскохозяйственных ярмарках, создания собственных торговых точек на рынках, приобщения к областным проектам. Тем более что областные власти предлагают им конкретную помощь...
Нерыночный подход?..
В чем же состоит помощь, которую оказывают производителям молока региональные власти? Еще в прошлом году при участии областного департамента агропромышленного комплекса заинтересованные участники рынка заключили трехстороннее соглашение. В соответствии с ним в стоимости одного литра молока - 51 процент приходится на производителя, чуть больше 40 процентов получает переработчик, еще 7 процентов - наценка торговых сетей. По сути, это - европейская формула ценообразования на молочные продукты.
Возможно, кому-то покажется несправедливым тот факт, что на долю переработчиков приходится более 40 процентов стоимости молока. Но даже при нынешней низкой цене многие молокоперерабатывающие заводы области порой бывают загружены лишь на треть или наполовину. А ведь владельцам этих предприятий приходится платить зарплату сотрудникам - даже тем, кто ввиду недозагруженности производства работает не в полную силу.
Казалось бы, самое простое в сложной ситуации - ликвидировать убыточные фермы и молочные комплексы. Пусть на рынке останутся такие компании, как, например, старооскольская «Авида», выстроившая безупречную логистику от поля до прилавка. Тогда, полагают сторонники либерального подхода, рынок всё расставит по местам: за сокращением производства неминуемо последует повышение спроса и рост цен, что в итоге и обеспечит комфортное существование оставшимся участникам рынка.
Тем не менее такой подход таит в себе скрытую опасность. Представьте себе небольшую молочную ферму в отдаленном селе, где работают скотники, доярки, ветеринары, зоотехники. На полях по соседству с фермой трудятся те, кто обеспечивает ферму кормовой базой. Рядом расположен комбикормовый завод. Люди, которые работают на всех этих производствах, строят себе дома - и обеспечивают работой строителей. Их дети ходят в сельскую школу, где работают два десятка педагогов. Что будет, если фермы не станет, а молочное стадо отправят на скотобойню? Без работы останутся животноводы, растениеводы и даже учителя - потому что молодежь с детьми уедет в поисках лучше доли из лишенного перспектив села. Как вам такая перспектива?
С младых ногтей
Начальник управления целевых программ в животноводстве областного управления АПК Алексей Хмыров убежден: выходом из сложившейся ситуации является не сокращение, а, напротив, - увеличение объемов производства молока. Звучит парадоксально? Давайте поразмыслим. Основная проблема состоит вовсе не в том, что мы производим много молока. Проблема в том, что мы мало его потребляем - как уже отмечалось выше, втрое меньше, чем европейцы. А значит, нужно предпринять всё возможное, чтобы рядовой белгородец отдавал предпочтение российскому молоку, а не американской газировке. Как этого добиться?
Возможно, для кого-то это прозвучит неожиданно, но областная целевая программа «Школьное молоко» - это не только замечательный социальный проект (тезис о том, что молоко - прекрасно сбалансированный продукт, способствующий повышению иммунитета учеников, никто не оспаривает), но и... пиар-проект.
- Мы понимаем, как важно привить населению культуру потребления молока, - говорит Алексей Владимирович. - Если на столе у школьника каждый день будут творожок, маслице, сметана, то он не откажется от молочных продуктов и во взрослом возрасте, и станет кормить ими своих детей. «Школьное молоко» - это инвестиции и в здоровье нации, и в будущее молочного животноводства на Белгородчине.
Экологично и практично
Признавая значение крупных агрохолдингов в производстве молочных продуктов, областные власти не оставляют без внимания и малый бизнес. Компания «Семейные фермы Белогорья» объединяет малых производителей, которые имеют возможность сдавать молоко на принадлежащий компании перерабатывающий комбинат, после чего продукт в фирменной упаковке под узнаваемым брендом попадает на рынок. Рядовому фермеру почти невозможно договориться с крупными торговыми сетями, а вот «Семейные фермы» без проблем добились того, чтобы в гипермаркетах «Вестер» появилась их продукция.
Еще одно своеобразное ноу-хау в молочном животноводстве - проект «Молочные экофермы». В прошлом году появились первые 14 животноводческих ферм на 100 коров каждая. Фермерская семья, которую отбирают на конкурсной основе, получает ферму в аренду с правом выкупа в течение 10-15 лет. При этом вместо денег можно отдавать долг молоком, которое перерабатывают на специально открывшемся заводе. То есть у фермера не болит голова ни по поводу продажи своей продукции, ни относительно кормовой базы - завод по производству комбикормов у «Молочных экоферм» тоже свой.
В 1990-е годы на российском рынке молочных продуктов вольготно чувствовали себя западные производители «полусливочного» масла, всевозможных йогуртов и других продуктов переработки молока. Ныне Россию как перспективный рынок сбыта молочных продуктов рассматривают соседние Украина и Беларусь. Более того, они готовы предложить сливки, сыр или масло вполне достойного качества по доступной цене. Вот только цена эта - демпинговая, и от нее потребителя и производителя ограждают существующие таможенные препоны. Потому что если завтра мы откажемся от белгородского молока, то уже послезавтра пришедшие на его место импортные продукты непременно подорожают - в полном соответствии с существующими законами рынка. А значит, звучащий с высоких трибун призыв покупать белгородское приобретает особую значимость.
Сергей ПЕЧОРИН.

Дети

Previous post Next post
Up