С днем дипломата!

Feb 10, 2014 22:08

"Послы".


Этот двойной портрет кисти Гольбейна написан в 1553 году.
Слева изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей. Многие из прежних друзей художника были в опале, в тюрьме или пребывали уже в другом мире - Генрих VIII успел навести свой порядок.
  Герои полотна изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. Видно, насколько широки были интересы дипломатов того времени. Даны очевидные указания на музыку, математику, геометрию, астрономию, есть, помимо этого, и знаки не столь очевидные. Мы также видим сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".
Ну и конечно самое интересное, то, о чем написано множество работ искусствоведов всех времен и народов: странный предмет на переднем плане полотна.
При детальном рассмотрении это оказывается - огромным,искаженным в перспективе человеческим черепом. Человеческий череп изображен в манере, придуманной Леонардо да Винчи. Такой способ называется анаморфоз. Разумеется, на репродукциях этот фокус не воспринимается, но если, разглядывая подлинник картины, отойти на пару метров вправо и встать почти вплотную к стене, на которой висит полотно, то череп примет свою естественную форму.
Именно он формирует настоящий смысл и целый символический ряд этого произведения. И псалом "Спаси, Господи, души наши" и лютня наполняются глубоким смыслом. Да и все - епископ и посол в роскошных одеждах, предметы - обретают иное значение.
Противопоставление потребительского существования человека, устойчивого комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, приносящей иной смысл в нашу жизнь.

Художник продемонстировал  духовное заблуждение множества людей - при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии.
  Такой подход к шедевру Гольбейна делает картину пронзительной аллегорией "суеты сует". Об этом в свое время писал символист Ю. Балтрушайтис, об этом немало рассуждали постмодернисты конца XX века.

Вот такая она - дипломатическая служба - сегодня ты посол, а завтра ....
Все равно, с праздником!

Ганс Гольбейн, музей по понедельникам, дипломатия

Previous post Next post
Up