Начну с того, что Китай заявил о намерении построить скоростную железную дорогу до США длиною почти в 13 000 км. Пути пройдут через территории Китая, России, Канады и США. 200 км дороги будут подводными: китайские инженеры во главе с академиком Ван Мэньшу, специалистом по железным дорогам из Китайской инженерной академии, намерены проложить тоннель под Беринговым проливом, соединив Аляску и Чукотку.
Меня тоннели подводные как-то настораживали всегда. Ну вы понимаете, фильмы-катастрофы там всякие - затопления. А ещё, по расчетам специалистов, весь путь из Китая в США можно будет преодолеть за двое суток, если следовать на новейшем высокоскоростном китайском поезде со скоростью более 320 км/ч. Вот это я понимаю скорости.
Коротко говоря, китайцы готовы финансировать всё это дело за свой счет. Недаром же Газпромбанк собирался искать в Азии инвесторов для строительства высокоскоростной железной дороги Москва - Казань (ВСМ-2 которая). А дорога эта, ребята, стоит очень и очень дорого, скажу я вам. Так дорого, что даже примерно невозможно составить представление о том, "отобьются" ли средства вложенные в неё.
На самом деле ВСМ-2 стала притчей во языцех давно. На одной чаще весов имеем - суперсовременное путевое снабжение, которое используется в развитых странах на "ура", комфортное и скоростное передвижение, развитие регионов. На другой - возмущение жителей тех участков, через которые будет проходить дорога (даже бастовали) и, если подводный тоннель потревожит только морских обитателей, то наземные жители возмущены несколько больше.
Да, дорога дороговата, но с другой стороны современная и действительно практична - это не локальная олимпиада, с сомнительной инфраструктурой. Невольно, правда, задаемся вопросом - доросла ли "немытая" Россия до таких "шайтан-дорог"? - думаю, что таки доросла, не все же нам щи лаптем хлебать? :)