В Зарядье стоит забор. Он существует так долго, что впору уже переименовывать эту территорию в Зазаборье. Московские дети, родившиеся при заборе и никогда не видавшие на этом месте ничего, кроме забора, скоро пойдут в четвертый класс.
В последнее время ситуация изменилась незначительно - сначала уменьшение высоты ограждения открыло вид на территорию за забором, а потом к удручающему виду развалин прибавились оптимистичные картинки, изображающие будущее этого места. И вот сделан следующий шаг - правительство Москвы объявило тендер на определение генерального проектировщика, которому предстоит воплощать изображенное на картинках в жизнь. Исход тендера не обещает неожиданностей, потому что в Москве не так много проектных организаций, способных справиться с работой такой степени сложности, поэтому поговорим не о том, кто будет проектировать парк в Зарядье, а о самом содержании этого проекта.
Международный конкурс на концепцию парка «Зарядье» позиционировался городской администрацией как невиданный прорыв в практике московского градостроительства. Действительно - москвичи, пожалуй, и не вспомнят, когда в последний раз вопрос о будущем облике столь масштабной и важной для города территории решался в ходе открытого конкурса. Однако конкурс, как показывает практика, это даже не полдела, а только начало, допускающее самые различные варианты продолжения.
Как известно, конкурсное жюри присудило победу международному консорциуму во главе с американским бюро Diller Scofidio + Renfo, которое прославилось на весь мир тем, что превратило заброшенную железнодорожную ветку High Line в Нью-Йорке в модный парк. Теперь судьба Зарядья окончательно определилась, и все там будет прекрасно, не так ли?
Не так.
Опыт предыдущих широко анонсированных градостроительных и архитектурных конкурсов с иностранным участием говорит о том, что конечный результат очень часто бывает весьма далек от победившей концепции. Ревизия концепции парка Зарядье уже началась, и это повод, чтобы еще раз обсудить ее, тем более что дружный одобрямс по поводу ее принятия в свое время совершенно заглушил необходимую в таких случаях дискуссию.
Источник