«Ты живешь в окружении одинаковых панельных домов, а тут выходишь во двор - и сразу дача»

May 30, 2014 10:10



Победителем конкурса концепции Русского культурно-просветительского центра в «Бутово Парк» стал проект «Дача во дворе» архитектурного бюро «Мегабудка». Впервые спонсором социально-культурного объекта выступил инвестор - строительная компания ГК «Мортон». Проект будет реализован в течение года, а строительство обойдется в сумму около 180 млн. руб. Проект, выбранный жюри, состоит из отдельных блоков, что позволит комбинировать и тиражировать его элементы в других объектах. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал БГ, как воспитывать в людях «патриотизм места», зачем нужны сеновалы и огороды во дворе панельных домов, когда ждать нового Генплана и грозят ли санкции «Зарядью».

- В чем смысл Русского культурно-просветительского центра? Для кого он строится?

- Цель этого центра и вообще таких институций, - а я надеюсь, это вырастет в систему, - в том, чтобы разнообразить жизнь не только городской периферии, но и периферии в общем смысле слова. Общая проблема, постигшая Россию как территорию городов, - что большие центры поглощают маленькие. Эта проблема не российская, а общемировая, и ей действительно сложно противостоять, потому что по миру становится передвигаться легко и недорого, и самые активные люди просто не живут на одном месте. Они системно мигрируют внутри города в течение дня, и внутри страны, переезжая в другие, большие города. И вопрос, как их удержать, чем развить их интерес к тому месту, где они находятся, - это вопрос открытый. Нет расчета, что культурные центры будут магнитами, которые заставят людей не выезжать из своего района. Это как раз необязательно - они могут перемещаться, на здоровье! Но эти центры призваны породить любовь к тому месту, где человек находится, и вырастить в нем «патриотизм места». Это тема не только культурная, но и где-то краеведческая. Это выход для тех, кто не может или не хочет переезжать, мигрировать, а хочет находить что-то интересное по месту жительства.

- На последнем Московском урбанистическом форуме говорилось, что 20% москвичей и так не выезжает за пределы своего района…

- Проблема же не в том, выезжают или нет, - проблема в том, как они проводят время.

ПОТОМУ ЧТО ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ ТАКОЙ ПОЛУСЕЛЬСКИЙ, ЧТО ЛИ. ЕЩЕ СТО ЛЕТ НАЗАД 10 ПРОЦЕНТОВ РОССИЯН ЖИЛИ В ГОРОДАХ, 90 ПРОЦЕНТОВ - В ДЕРЕВНЕ. СЕЙЧАС ПРОПОРЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ, НО ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО РУДИМЕНТАРНО ЛЮДИ ТАЩАТ ЗА СОБОЙ ЭТОТ ОБРАЗ ЖИЗНИ, КОТОРЫЙ СОСТОИТ ИЗ ПОХОДА К КОЛОДЦУ, В ОГОРОД И ПОСИДЕЛОК НА ЗАВАЛИНКЕ.

Все-таки мы понимаем, что конкурентное общество - это общество людей интересующихся, развивающих свой кругозор, воспитывающие в себе пассионарность. Им нужно давать некие импульсы для развития, и культурный центр может стать таким местом. Здесь может быть и спортивная составляющая, и коммуникативная, и образовательная - какая угодно. В общем, это прибежище для людей, интересующихся чем-то большим, нежели просто жизнью улицы или сидением дома. Если молодежь вместо сидения на скамейке и лузгания семечек пойдет и узнает что-то новое: прочитает книгу, посмотрит кино, приобщится, может быть, к какой-то профессии или творчеству, - есть шанс, что определенный процент населения станет более успешным в жизни, что в масштабах страны может дать колоссальный эффект, если это планомерно развивать.

- Департамент культуры сейчас активно превращает советские выставочные залы в модные пространства. Чем ваша история отличается от того, что создает Депкульт?

- Наш центр очень многофункциональный, его смысл в том, что в разных местах могут быть разные вещи в зависимости от потребностей людей. Это может быть спорт, может быть буквально отдых - какие-то бани, сеновалы, огороды, деревенская тематика. Могут быть фильмотеки, библиотеки, образовательные центры на почве специальных увлечений. Это такой клуб по интересам, где каждый для себя что-то найдет - скажем, шахматную секцию.

- Чем понравился жюри проект «Дача во дворе»?

- У меня этот проект сразу вызвал ассоциацию с Институтом «Стрелка». То есть это общественное пространство, окруженное относительно небольшими разноразмерными модулями, которые несут в себе разные функции. Это место, в которое человек может просто окунуться: поесть, выпить, пообщаться, узнать что-то новое, приобщиться к каким-то активностям. Там роль архитектуры вторична, а первична цель создания вот этой атмосферы с возможностью тонких настроек функционала. Такая мелкомасштабная довольно среда, но очень живая.

- И все-таки почему «Дача»?

- Члены жюри как раз не очень согласились с термином «дача», хотя авторы проекта на нем настаивали. Они говорили, что дача - это место, где человек свободен, отдыхает, проводит время с удовольствием. Но мне кажется, что дача, как метко сказал коллега Ручьев, президент компании «Мортон» и инициатор конкурса, это рудимент советской жизни, а хочется, наоборот, отойти от этого. В общем, это место, где ты можешь окунуться в некую другую реальность: ты живешь в окружении одинаковых панельных домов, а тут выходишь во двор - и сразу дача.

- А почему именно в Бутово?

- Важно, что это не центр города, а почему именно этот участок подобрали - это к инвестору вопрос.

- Что-то из концепций других участников конкурса вас впечатлило?

- Там были забавные вещи, будут ли они реализованы - не знаю, может, не на этом проекте, а на других. Там было предложение использовать элементы остатков ремонта жильцов из соседних домов, были темы с применением интересных материалов. Но вот этот проект-победитель удивительным образом заметно оторвался от всех прочих проектов. Из восьми членов жюри шестеро отдали ему первое место.

- Недавно вы говорили, что в новом Генплане Москвы упор будет делаться на развитие периферии. Когда будет опубликован Генплан?

- Только не периферии, а полицентричного развития Москвы. У нас разные даты фигурируют, но к концу 2014 года успеть, честно говоря, нереально. Есть версия с 2016 годом, когда будет утверждаться система технического планирования Москвы и Московской области. Не готов вам сейчас точную дату назвать, эта работа в принципе должна пару лет занимать.

- Будет ли широкое обсуждение документа, публичные слушания?

- Широкое обсуждение, безусловно, должно быть, и по-другому Генплан не делается.

- Задам пару вопросов о других проектах. Недавно юрист проекта реконструкции парка «Зарядье» сказал, что американские архитекторы могут покинуть проект из-за санкций. Насколько этого стоит опасаться?

- Я слышал на эту тему массу слухов, но, находясь внутри процесса, в непосредственной близости, я вижу, что они не подтверждаются абсолютно, и никто выходить не собирается. Есть обычные бизнес-переговоры, но ни одного слова про политику внутри этой большой интернациональной команды до сих пор сказано не было. Ни с нашей стороны, ни с зарубежной, - а там, кстати, партнеры не только из Америки, но и из Германии, и из Италии. И никто никаким образом не давал понять, что что-то изменилось в отношениях.

- А что касается других крупных московских проектов, они могут пострадать из-за санкций?

- С точки зрения выпадения участников процесса - сложно сказать, но думаю, что вряд ли. С точки зрения экономики, а экономика трепетно относится к таким вещам, сказать сейчас сложно, покажет жизнь. Но пока я не слышал, чтобы кто-то отказался от участия в проекте по этой причине. Надо понимать, что и творчество, и бизнес - это очень специальные материи, которые живут несколько по иным законам, чем политика.

- Мы сейчас с вами на «Красном Октябре». Какой будет судьба этого острова?

- «Красный Октябрь» имеет владельца, и его планы, боюсь, известны ему одному. Эта территория не принадлежит городу. У него есть намерения развивать территорию, но я надеюсь, что «Красный Октябрь» не потеряет никогда своего очарования. У меня лично огромное сомнение, что здесь что-то будет меняться в смысле застройки, потому что, как показала практика, это успешно сложившийся конгломерат разных функций, интересных, полезных, уникальных для Москвы. И этот комплекс довольно живой по своей природе.

Источник

город

Previous post Next post
Up