На пути к победе.

May 26, 2014 11:59

Есть у меня одна девочка, с которой я занимаюсь математикой, 8 класс.
Занимаюсь с ней уже второй год. Все идет очень непросто и очень медленно.
Медленно из-за особенностей характера, она - из "прыгунов".
Некоторые психологи считают, что в смысле обучаемости, дети делятся на "бегунов", "ходоков" и "прыгунов".
Бегуны - это те, которые схватывают все на лету, которые усваивают новый материал с невероятной скоростью. Такими детьми все умиляются и называют вундеркиндами.
Ходоки - это обычные дети: что попроще - понимают быстро, что посложнее - на то нужно больше времени, но шаг за шагом они продвигаются вперед.
Прыгуны - самые сложные. Это дети, с которыми занимаешься-занимаешься, долбишь им долбишь одно и то же, а результата - ноль. И этот ноль сохраняется на протяжении огромного количества времени, когда уже отчаялись все, на ребенка махнули рукой, записали его в необучаемые. И в этот момент, или даже еще чуть погодя, дети-прыгуны делают скачок, и в один миг усваивают все, что в него пытались впихнуть на протяжении многих месяцев. С такими детьми главное не отчаиваться, а набраться терпения и учить их, не ожидая результата вообще. Он придет, но в самый неожиданный момент, намного позже, чем вы думаете.
Так вот, моя девочка - из прыгунов. Я поняла это через пару недель занятий. Это трудно не заметить: ты приходишь с ней заниматься, а она смотрит на тебя чистыми незамутненными глазами, и ничегошеньки не знает, и каждый раз нужно было начинать все заново, каждое занятие - как первое.
Не знай я эту теорию, про бегунов, ходоков и прыгунов, я бы бросила с ней заниматься еще в прошлом году, сказала бы родителям, что просто сэкономлю их деньги.
Но, к счастью, пока я была в сдвоенном декретном отпуске, пока некоторые со мной не хотели дружить или смотрели на меня разочарованно-снисходительно - о чем с тобой можно говорить, если ты уже столько лет сидишь дома?! А я, сидя дома, читала книжки по детской психологии, много-много книжек. И сейчас, работая с детьми, пожинаю плоды, проверяю на практике всю прочитанную теорию.
Родители девочки, конечно, недоумевали - мы занимаемся, а оценки все такие же плохие, и мне приходилось вести работу и с родителями тоже, уговаривать их, что все будет - надо только подождать. Единственное, чем они могли бы мне помочь - это привозить ее ко мне почаще. Конечно, отдай они мне ее на столько, сколько я бы хотела, никуда бы девочка не делась и результат мы бы получили быстрее, но приходится работать с тем, что есть.
И тут мы подходим ко второй проблеме - нелегко. Нелегко, потому что у девочки совсем нет мотивации учить эту дурацкую математику. Она совсем не понимает - зачем? Я пыталась ей объяснить, что ей все равно от математики никуда не деться, хоть у нее и гуманитарная школа, по крайней мере еще несколько лет, до конца школы так точно. Но все мои объяснения, как всегда, улетают в черную дыру, и ты никогда не знаешь - навылет это или все-таки мозг хоть сколько-нибудь задет.
Для себя самой - ей математика не нужна и не интересна. Еще хорошая мотивация обычно у детей - порадовать родителей своими успехами, но и в этом смысле там все сильно запущено. Она совсем опустила руки и не надеется уже достучаться до родителей, ей кажется, что они ее вообще не слышат и ругают всегда, по любому поводу. А если и хвалят, те редкие разы, она от них отмахивается, как от случайного недоразумения.
Вот так.
Но недавно я заметила, что она начала у меня на каждом занятии спрашивать: а знаю ли я такого-то певца или певицу, смотрела ли я такой-то фильм, читала ли я вампирскую книжку, которая совсем недавно вышла. В 99 случаях из 100, конечно, мои ответы - нет. Но я трачу драгоценные минуты нашего занятия, чтобы посмотреть какой-нибудь ролик, который она хочет мне показать. Потому что заинтересованность ребенка - это наше все! Если ребенок сфокусировал на тебе свое внимание, то тебе и карты в руки, делай с ним, что хочешь. Пока не расфокусировался.
И вот вчера мы начали готовиться к ее экзамену, учительница выдала список примерных заданий. Я ей говорю: "Ну-ка посмотрим, чему ж я тебя смогла-таки научить..."
А она мне: "Надеюсь, я тебя не разочарую..."
И давай все решать: "О, это я знаю как, и это знаю..."
Я чуть со стула не упала!
А потом, сохраняя учительское выражение лица, до конца занятия мысленно прыгала до потолка от радости! Вот она - мотивация, пришла!!! С мотивацией мы горы свернем!
И, конечно, мне ужасно льстит, что именно меня она надеется не разочаровать. :)

Ну простите, очень хотелось похвастаться, не могу утерпеть.

UPD Девочка написала мне смс: последняя контрольная - 6 из 8.
А начинали мы - 3 из 8.
Таки да! Ура!
Previous post Next post
Up