Рукописный текст многим представителям поколения зумеров кажется чем-то уже архаичным и бессмысленным. Зачем, казалось бы, вообще тратить время на красивый и разборчивый шрифт на бумаге, когда можно быстро напечатать его на клавиатуре и оформить в нужном стиле?! Но важность рукописного текста заключается не просто в его визуальной составляющей, а в происходящих из-за него процессах в разуме и нервной системе человека.
А что же там происходит?
Эксперты из сфер клинической и нейропсихологии приводят семь примеров мозговой активности в процессе письма от руки:
- Работа нескольких зон - зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и вестибулярной - в процессе написания логико-грамматических словосочетаний, которые, например, обозначают размеры (больше/меньше) или расположение в пространстве (ниже/выше).
- Подключение семантической памяти, которая активизируется в процесс подбора нужных слов и их грамотной формы написания.
- Развитие пространственного фактора для ровного и одноразмерного написания букв и строк текста.
- Работа префронтальных отделов мозга для составления плана будущего текста, например, когда мы пишем сочинение.
- Улучшение работы премоторных отделов коры мозга, отвечающих за плавность движений и переключение между ними.
- Работа латерально-височных отделов левого полушария, когда текст пишется под диктовку другого человека.
- Включение в работу подкорковых отделов головного мозга, которые регулируют расход ресурса работоспособности при письме (например, они отслеживают то, как сильно человек давит на руку и на бумагу при письме).
А как рукописный текст влияет на память?
Эксперты утверждают, что во время письма от руки включаются в работу все виды долгосрочной памяти. Декларативная, например, помогает запомнить информацию и её логическую связность, а рабочая память контролирует ход написания, что за чем идёт, какое слово должно быть далее и т.д. Кратковременная память тоже трудится в поте лица и помогает удерживать те части информации, которые нужно записать на бумагу. Но и для печатного текста она работает аналогично! Так что здесь разница при записи диктуемых или списываемых откуда-то данные практически нулевая.
А что с влиянием на обучаемость ребёнка?
В этом вопросе рукописные тексты снова обходят печатные, потому что они развивают креативность, повышают уровень осознанности и даже снижают уровень стресса. Всё из-за того, что в работу включается максимально количество зон головного мозга, о которых мы писали выше.
А бонусом ко всему этому во время письма улучшается мелкая моторика у ребёнка. Кстати, поддерживать её развитие можно и другими форматами: от рисования до сбора оригами. Так что если с рукописными текстами у ребёнка возникают проблемы, то вы можете предложить ему хотя бы такую альтернативу печатанию на клавиатуре для начала. Хорошо развитая мелкая моторика влияет и на обучаемость ребёнка - он становится более усидчивым и восприимчивым к объёмным материалам из учебников.
Как итог
Пока учёные не доказали, так ли ужасно влияние перехода на печатные форматы обучения с первых классов или нет. Но то, что рукописные тексты положительно влияют на развитие мозга юного исследователя мира, - это проверенный и доказанный научными работами факт, который сохраняет свою актуальность уже многие десятилетия. Так что не откладывайте ручки далеко!