Нужно ли в современном мире учиться писать рукой, если повсюду компьютеры?

Jan 21, 2025 09:00


Рукописный текст многим представителям поколения зумеров кажется чем-то уже архаичным и бессмысленным. Зачем, казалось бы, вообще тратить время на красивый и разборчивый шрифт на бумаге, когда можно быстро напечатать его на клавиатуре и оформить в нужном стиле?! Но важность рукописного текста заключается не просто в его визуальной составляющей, а в происходящих из-за него процессах в разуме и нервной системе человека.



А что же там происходит?

Эксперты из сфер клинической и нейропсихологии приводят семь примеров мозговой активности в процессе письма от руки:

  1. Работа нескольких зон - зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и вестибулярной - в процессе написания логико-грамматических словосочетаний, которые, например, обозначают размеры (больше/меньше) или расположение в пространстве (ниже/выше).
  2. Подключение семантической памяти, которая активизируется в процесс подбора нужных слов и их грамотной формы написания.
  3. Развитие пространственного фактора для ровного и одноразмерного написания букв и строк текста.
  4. Работа префронтальных отделов мозга для составления плана будущего текста, например, когда мы пишем сочинение.
  5. Улучшение работы премоторных отделов коры мозга, отвечающих за плавность движений и переключение между ними.
  6. Работа латерально-височных отделов левого полушария, когда текст пишется под диктовку другого человека.

  1. Включение в работу подкорковых отделов головного мозга, которые регулируют расход ресурса работоспособности при письме (например, они отслеживают то, как сильно человек давит на руку и на бумагу при письме).
А как рукописный текст влияет на память?



Эксперты утверждают, что во время письма от руки включаются в работу все виды долгосрочной памяти. Декларативная, например, помогает запомнить информацию и её логическую связность, а рабочая память контролирует ход написания, что за чем идёт, какое слово должно быть далее и т.д. Кратковременная память тоже трудится в поте лица и помогает удерживать те части информации, которые нужно записать на бумагу. Но и для печатного текста она работает аналогично! Так что здесь разница при записи диктуемых или списываемых откуда-то данные практически нулевая.

А что с влиянием на обучаемость ребёнка?

В этом вопросе рукописные тексты снова обходят печатные, потому что они развивают креативность, повышают уровень осознанности и даже снижают уровень стресса. Всё из-за того, что в работу включается максимально количество зон головного мозга, о которых мы писали выше.

А бонусом ко всему этому во время письма улучшается мелкая моторика у ребёнка. Кстати, поддерживать её развитие можно и другими форматами: от рисования до сбора оригами. Так что если с рукописными текстами у ребёнка возникают проблемы, то вы можете предложить ему хотя бы такую альтернативу печатанию на клавиатуре для начала. Хорошо развитая мелкая моторика влияет и на обучаемость ребёнка - он становится более усидчивым и восприимчивым к объёмным материалам из учебников.



Как итог

Пока учёные не доказали, так ли ужасно влияние перехода на печатные форматы обучения с первых классов или нет. Но то, что рукописные тексты положительно влияют на развитие мозга юного исследователя мира, - это проверенный и доказанный научными работами факт, который сохраняет свою актуальность уже многие десятилетия. Так что не откладывайте ручки далеко!

инновации, саморазвитие, интересные факты, компьютеры, дети, полезные факты, обучение, образование

Previous post Next post
Up