Что ели моряки в 1700-х годах? Это были не только галеты (по-простому сухари), хотя их было много.
Нормы питания для каждого человека строго соблюдались, потому что могло пройти много времени, прежде чем корабль пополнит запасы.
Что включалось в рацион
В древние времена корабли часто отправлялись в плавание очень и очень надолго, поэтому моряки питались простыми и долгохранящимися продуктами. После отплытия корабля на нем, по сути, не было свежей еды, пока он не достигал берега - стоило кораблю отплыть, всего через несколько дней вся свежая еда заканчивалась или портилась.
- Конечно, буквально в промышленных масштабах заготавливались сухари. В XVIII веке рацион моряков был непостоянным и включал в себя солонину (говядину, свинину, конину), не слишком чистую воду и жесткие крекеры, известные как корабельные сухари.
- Чтобы подавать свежее мясо, на океанских кораблях часто перевозили домашний скот, который забивали в пути.
- В рыбный день моряки получали примерно по 450 граммов рыбы на два приема пищи.
- Согласно правилам, каждому моряку каждую неделю полагалось 12 унций сыра (примерно 350 г), хотя страшно подумать, в каком он был состоянии после нескольких недель в море.
Матросы получали горячую еду четыре раза в неделю, фунт хлеба и галлон пива каждый день - хотя еда была не слишком неаппетитной, эти рационы считались вкусной наградой в ходе долгого утомительного плавания.
На военных судах морякам дополнительно были доступны различные прибавки к рациону.
Как готовили еду?
Кухонная плита была одним из самых сложных механизмов на борту парусного судна. На небольших судах были более компактные чугунные плиты, на которых можно было готовить внутри и сверху. Приготовление пищи на корабле требовало изобретательности и находчивости, поскольку морякам приходилось иметь дело с ограниченным количеством ингредиентов и суровыми условиями.
Было ли это нормой?
Сегодня ведутся споры о том, насколько ужасным было это меню. «Энциклопедия Новой Зеландии» пишет, что «из всех трудностей и неудобств, с которыми сталкивались моряки, ни одно не вызывало таких сильных эмоций, как еда».
Историк Эндрю Ламберт совершил путешествие по Австралии на копии корабля Кука «Индевор». В его письме для «Би-би-си» он указал следующее: «Рацион из соленого мяса, твердого печенья и квашеной капусты стал для нас шоком. Но наши предшественники сочли бы его более полезным, чем все, что можно было найти на берегу. Для них такое регулярное, горячее, богатое белком питание в сочетании с почти неограниченным количеством пива было бы роскошью».
Чем питались капитан Кук и его команда?
Будучи капитаном, Джеймс Кук предотвращал цингу на своих кораблях, следя за чистотой и вентиляцией в каютах экипажа, и настаивал на правильном питании, которое включало кресс-салат, квашеную капусту и что-то вроде апельсинового экстракта.
Типичное ежедневное меню на корабле состояло из завтрака - вареная пшеница с сахаром, далее следовал обед из тушеной солонины с овощами, на ужин подавали суп и корабельные галеты, которые, правда, были такими твердыми, что их порой приходилось ломать с помощью гарпуна.
Все моряки имели право на ежедневную норму «флипа», который включал 8 пинт пива и 2 порции рома или бренди. Их часто смешивали в крепкий напиток.
На протяжении всего путешествия соленую морскую воду откачивали и превращали в пресную питьевую воду с помощью перегонного куба, что было очень важно для здоровья экипажа.
Первые бульонные кубики
Представьте, что вы оказались в открытом море и вам нечего есть, кроме мясного кубика, который вы носите в кармане. Так было с моряками, которые нуждались в пропитании во время морского путешествия, однако места для хранения продуктов на корабле было мало. Так вот, эти маленькие кусочки мяса были, наверное, первыми бульонными кубиками! Это был «телячий клей» (телячий бульон) - в XVIII веке его называли походным супом или карманным супом, согласно информации от Atlas Obscura.
Самые ранние письменные упоминания свидетельствуют о том, что этот походный суп был изобретен британскими мореплавателями в конце 1500-х годов, но есть свидетельства о более ранних версиях этого продукта по всему миру.
Карманный суп представлял собой говяжий бульон, который застывал в желеобразную массу и обладал насыщенным вкусом. Несмотря на то, что это не было полноценным блюдом, он сопровождал великих исследователей XVIII века в сложных условиях. Карманный суп не продавался до середины XVIII века, пока Элизабет Дюбуа не нашла способ продавать его как продукт питания для путешественников в море. Реклама Дюбуа принесла ей контракт с Королевским военно-морским флотом Великобритании, благодаря чему суп в пакетиках стал незаменимым продуктом для моряков. К началу следующего столетия суп в пакетиках стал настолько популярным, что, согласно записям, Мериуэзер Льюис купил 200 фунтов такого супа для своей знаменитой экспедиции по США вместе с Уильямом Кларком (через Discover Lewis & Clark).