«Уважаемые пассажиры, наш самолёт готов к взлёту. Просим вас занять свои места, пристегнуть ремни безопасности, привести спинку кресла в вертикальное положение и убрать откидной столик, открыть шторки иллюминаторов. На время взлёта в салоне будет выключено основное освещение», - знакомый инструктаж?
А задумывались ли вы, зачем выключают свет на время взлёта и посадки? Если с остальными правилами всё относительно понятно, то вопрос про освещение некоторых ставит в тупик. Разбираемся, зачем так делают на борту.
«Мы не экономим на электричестве, мы отвечаем за безопасность пассажиров»
Неочевидный ответ, но достаточно логичный после его разбора! Свет в салоне самолёта выключают для того, чтобы команда бортпроводников была готова к реагированию в случае чрезвычайного происшествия. В тёмное время суток разница между освещением в самолёте и за бортом существенная, глаза привыкают к искусственному свету и не смогут быстро адаптироваться в ситуации, если произойдёт авария и электричество отключат автоматически. А в случае ЧП каждая секунда будет бесценной в вопросах безопасности пассажиров!
«Почему тогда не выключают свет после набора высоты? Там ведь тоже есть риск внештатных ситуаций»
Резонный вопрос, но ответ на него вновь предельно прост: по статистике, основная масса аварийных ситуаций приходится именно на моменты посадки или взлёта. Поломки и аварии в небе происходят значительно реже, поэтому протоколы безопасности для них составлены по другому принципу.
«А я однажды ночью летел на самолёте и там ничего не выключали. Почему?»
Правила с выключением света на время посадки и взлёта действительно придерживаются не все авиакомпании. Чаще всего этот вопрос зависит от страны, к которой относится тот или иной перевозчик, каждое государство самостоятельно устанавливает стандарты перевозки пассажиров. Этот вопрос периодически возникает на повестке дня из-за различных инстанций, например, из-за Европейского агентства по безопасности полётов.
К странам, которые не поддерживают подобную тактику обеспечения безопасности, относятся, например, Нидерланды. Там одна из местных авиакомпаний - KLM - в 2017 году официально отказалась от правила с выключением света. Руководство аргументировало своё решение тем, что научно не доказана более высокая эффективность реагирования экипажа в случае ЧП при выключенном свете.
При этом существуют и такие компании, кто не выключает свет перед посадкой ночного рейса - потому что его и не включали после начала взлёта. В таких самолётах горят только обязательные таблички и индивидуальные декоративные лампы для каждого пассажира.
Теперь в вашей жизни стало на одну загадку меньше!