По мере того, как авиационное сообщение становится всё более дешевым и доступным, в разных странах возникают новые аэропорты, более крупные и соответствующие возросшим потребностям пассажиров и перевозчиков, а также расширяются уже существующие.
Иногда речь идёт о довольно крупных объектах - на территории московского «Шереметьево», например, может поместиться средний европейский город на полмиллиона жителей, а самые крупные авиаузлы в мире без труда могут вместить целые государства (хотя и небольшие).
Сегодня самым крупным считается расположенный в двух десятков километров от аравийского города Даммам международный аэропорт имени короля Фахда.
Справедливости ради, место для аэропортов арабы не экономят - в королевстве расположены ещё четыре аэропорта сходных размеров.
Общая территория, занятая аэропортом короля Фахда, превышает 776 кв. км, что на 69 км больше, чем столица Башкирии, более чем миллионный город Уфа, или на 11 км больше, чем расположенный неподалеку Бахрейн! Главное здание аэропорта по совместительству еще и крупнейший пассажирский терминал мира - 327 000 кв. м, что в три раза больше, чем все входящие в комплекс «Шереметьево».
Интересно, что по пассажиропотоку этот авиаузел, где у национальной авиакомпании Saudi Aramco есть собственный терминал для отправки сотрудников в Янбу, Шайбу и Танайиб, всего лишь третий в стране: в год им пользуются 10,7 миллионов человек против почти 18 миллионов у конкурентов, занимающих первое место.
Конверсия с заделом на будущее
Носящий имя короля Фахда аэропорт получил имя в честь монарха, правившего страной в период с 1982 по 2005 год, хотя этап проектировки начался ещё в 1976 году. В целом постройка заняла 7 лет, с 1983 по 1990 год. Впрочем, даже после открытия в 1990 году аэропорт довольно долго был закрыт для гражданской публики - его использовали в качестве авиабазы американские военные: отсюда взлетали истребители и бомбардировщики во время войны в Персидском заливе, а также операций в Боснии и Герцеговине, Союзной Югославии в 1995-1999 году.
«Союзная сила» стала последней военной операцией, в которой был задействован будущий аэропорт короля Фахда. Тогда же, в 1999 году, по распоряжению властей все гражданские рейсы перевели сюда из международного аэропорта Дахран - его было решено переоборудовать в базу для своих собственных самолётов (хотя и американцам тоже выделили солидный кусочек, вполне удовлетворяющий их запросы).
Сегодня аэропорт Фахда представляет собой конгломерат из двух универсальных взлетно-посадочных полос четырехкилометровой длины, расположенных на расстоянии более 2 км одна от другой. Кроме того, есть несколько десятков рулежных дорожек.
У аэропорта три терминала:
- Первый, самый большой, предназначается для широкой публики,
- Вторым пользуется государственная нефтяная компания,
- Третий - режимный объект под государственной охраной, предназначенный для удовлетворения нужд многочисленной (больше 900 человек одних только принцев и принцесс!) королевской династии Сауда.
Аэропорт имени Фахда стал первым в стране, где оборудовали зону отдыха с ресторанным двориком, а главное - первым ближневосточным аэропортом с магазинами duty free! Это очевидное преимущество не теряет своего значения, хотя и немного меркнет на фоне других достопримечательностей - взять хотя бы крытый зеленый сад площадью более 20 га (и это посреди пустыни!), или мечеть, рассчитанная на две с лишним тысячи верующих.
Что интересно: мечеть расположена над автомобильной парковкой, пользователи могут подняться наверх для отправления своих религиозных потребностей при помощи одного из 4 эскалаторов, 3 подъемников или 7 обычных лестниц.
Двойной счёт
А теперь самое интересное. Самый большой аэропорт в мире на самом деле не самый большой! Всё дело в том, как именно считать. Если использовать традиционную методику подсчета и говорить об используемой под застройку территории, то от 776 кв. км останется немногим менее 37 - всё остальное числится за аэропортом по бумагам, он исправно платит налоги за эту колоссальную территорию, но не использует её - пока что. Земля просто ждёт своего часа для расширения, которое, по мнению большинства экспертов, неизбежно.
Все дело в том, что аэропорт Фахда играет огромную роль в экономической жизни не только Восточной провинции королевства, но и всего региона в целом: он крупный работодатель, местные компании пользуются льготными условиями при перевалке грузов (это заставляет ворчать конкурентов и представителей Всемирной торговой организации, но что они сделают?).
И это не говоря уже о том, что аэропорт превратился в один из важнейших в регионе транспортных узлов, связывая Ближний Восток со странами Европы, Восточной и Южной Африки, Индией, Китаем, Японией, каждый год привлекая миллион туристов и способствуя интенсификации международной торговли.
Так что он вырастет, дайте только время. И кто знает, возможно, после 2030 года он будет соревноваться за самые лакомые международные авиалинии не с аэропортами Абу-Даби и Дубая, а с перспективным аэровокзалом инновационного города будущего NEOM, что саудовская монархия строит посреди пустыни в западной части страны!
А что же самый большой аэропорт мира? Если в качестве точки отсчета брать не общую, а реально используемую территорию, то пальма лидерства покидает ближневосточный регион и отправляется в США, где мы увенчаем ей международный аэропорт Денвера с общей площадью в 141 кв. километр (к слову - сейчас владельцы авиаузла ведут переговоры с правительством штата и 11 частными собственниками о выкупе новых земель под застройку; если всё увенчается успехом, общая площадь аэропорта Денвера достигнет 176 кв. километров).