Дорога - место сакральное в десятках культур. На перекрестках дорог совершались чудеса, являлись святые и происходили кровавые жертвоприношения, именно на перекрестках к смертным приходила богиня Геката. Со временем вся эта мистическая «обвеска» несколько утратила актуальность, мир стал более безопасным и упорядоченным, поэтому путешествия стали вызывать у нас скорее позитивные эмоции.
В США, например, очень популярен такой вот формат туризма: вы садитесь в машину, выезжаете за черту города, смотрите на информационный щит, где черным по белому написано, в какую-такую национальную или континентальную трассу переходит главная стрит или авеню города - и отправляетесь по ней вперёд, пока не кончится запал или бензин.
Там оно понятно: автостоп и шоссейная культура во многом определяют лицо современной глубинной Америки. А что у нас? В России тоже ведь много интересных шоссейных дорог - как оборудованных по последнему слову техники и прекрасно освещенных, так и забытых и полузаброшенных, сулящих адреналин и приятные пузырьки волнения.
Р-21 «Кола»
Эта дорога на 1500 км начинает отсчёт с северной столицы и идёт-вьётся на север, минуя Петрозаводск, Мурман и Печенгу - и так вплоть до небольшого участка границы между Россией и Норвегией. Львиная доля шоссе проходит по карельским хвойным лесам и сосновым борам, мимо безбрежной глади Онежского и Ладожского озёр, но названа она в честь Колы - реки и городка в Мурманской области.
В конечном счёте дорога ведёт на север; она - арктическая, на что недвусмысленно намекает установленный на карельско-мурманском пограничье памятник «Полярный круг». Кроме того, это не так уж трудно заметить, следя за неспешной сменой декораций за окном вашего автомобиля: по мере того, как высоченные сосны усыхают и скрючиваются, прорастая камнями, по мере того, как они уступают дорогу карликовой растительности, избитой и измученной северными ветрами, ты проникаешься красотой сурового края.
Главные достопримечательности - это, конечно, проложенный параллельно дороге Беломорско-Балтийский канал со своими шлюзами, монструозное сооружение, построенное в 1930-х годах тяжелым трудом, и мощный щит Хибинского горного массива.
Автомагистраль Кисловодск-Джилы-Су
Отправная точка трассы - минеральный Кисловодск, курортная столица юга России, дальше дорога берёт направление на восток, вдоль карачаево-черкесской и кабардино-балкарской границ вплоть до городка Джилы-Су.
Всё время, пока вы будете в пути (это недолго, длина трассы не превышает сотни километров), вы будете двигаться в виду Эльбруса, то приближаясь, то удаляясь от его манящей вершины. Примерно на пятидесятом километре есть смотровая площадка: остановиться здесь - обязательный пункт любого высокогорного путешествия. Тут вы можете отдохнуть, перекусить, полюбоваться видом, сделать селфи, а также запечатлеть в памяти два чуда природы - скальный массив «Аватары» и изумрудно-зеленую стремнину горной речки Харбас.
А-147 Джубга-Сочи
Один из «кусков» федеральной трассы «Дон», что начинается в Джубге и идёт на юго-восток вдоль самого побережья, минуя Туапсе, Лазаревское, собственно город-курорт Сочи - и так до пограничного перехода на южной окраине Адлера. За ним - Абхазия, места тоже красивые, но дороги, почитай, уже нет.
Поездка по горному серпантину ввиду черноморского побережья обещает быть памятной и интересной, хотя и не без подводных камней: хотя дорогу и строили с запасом, население Кубани с тех пор ощутимо подросло, а летом еще и сезонный фактор играет, поэтому у вас есть шанс провести несколько часов в масштабной пробке.
С другой стороны, а куда вам спешить? Великолепные виды и отличная, хорошо освещенная и широкая (по южным меркам) дорога ведёт вас к намеченной цели мимо виноградников, раскинувшихся меж скалистых горных отрогов, посёлков и придорожных кафе с бензоколонками. Один взгляд направо - и перед вами море.
Проезжая через Сочи, не забудьте осмотреть олимпийский парк в федеральной территории «Сириус», воздать должное двадцатикилометровой набережной и великолепному стадиону «Фишт».
Военно-Грузинская дорога
На строительстве этой двухсоткилометровой дороги, ведущей через узкий проход посреди кавказского хребта из Владикавказа в Тбилиси, бывший Тифлис, трудились десятки тысяч человек. Первоначально задачей дороги было связать закавказские владения России с метрополией, чтобы обеспечить беспрепятственную, а главное - круглогодичную коммуникацию с Грузией: в условиях перманентного риска нападения турок и персов это было первостепенной задачей.
Этим приоритетом определялась не только трассировка дороги - она довольно крутая и опасная, но при этом очень рациональная - но и обустройство на всем её протяжении небольших остановок (в прежние годы там располагались армейские аванпосты, теперь же бесчисленные смотровые площадки, заправки и ларьки со всякой снедью). Вдоль маршрута можно полюбоваться горными пейзажами и лесами, словно переносящими вас на страницы произведений Михаила Лермонтова, а также интересными памятниками прошлых эпох: рукотворными, как десять каменных фигур грузинских князей в селе Сно, или естественными, вроде бассейна Паншетти.
Кульминацией путешествия, его катарсисом и самым памятным моментом станет остановка на Крестовом перевале - высшей точке дороги над уровнем моря (почти 2500 метров).
Р-256
Отправимся теперь на восток, а то что это мы увлеклись Кавказом? Девятисоткилометровый Чуйский тракт сейчас не больше чем фрагмент шоссе, ведущего из Бийска к русско-монгольской границе. Выехав из Новосибирска, вы можете по пути заглянуть в Барнаул, эклектичный Горно-Алтайск, село Стёпушка, великолепный Кош-Агач или свернуть к Телецкому озеру.
Изначально Чуйский тракт - караванная дорога: первые верблюды и кони по нему прошли никак не позднее середины XVII столетия. Он играл важную роль в русско-монгольских и русско-китайских контактах, был важным торговым маршрутом, а сейчас просто очень красив и сулит путешественникам возможность увидеть поистине уникальные природные чудеса. Взять хотя бы мост «Бирюзовая катунь», с великолепными видами на реку внизу и горный склон, поросший маральником (в разное время года он очень красиво меняет цвет, кстати!).
Или плато Укок? Оно не совсем на трассе, но находится сравнительно недалеко, поэтому, если у вас есть свободный день или два, лучше не упускать уникальную возможность осмотреть это удивительное место, пока в него ещё не пришли орды варваров-туристов.
Кстати, Чуйский тракт - единственная российская дорога, включенная в списки самых живописных автострад мира. Не то чтобы нас волновало чьё-то ещё мнение, но это своего рода гарантия: да, это действительно круто!