Хотите увидеть слёзы взрослого человека? Напомните ему, сколько стоили путешествия в 2019 году!
Туристическая сфера за последние четыре года успела перевернуться с ног на голову и обратно, и так несколько раз. Пандемия, открытие границ, авиационные санкции, изменённые маршруты с отменой прямых рейсов, популяризация внутреннего туризма - всё это повлияло не только на стоимость поездок, но и на качество путешествий и развития туристического бизнеса. Параллельно перемены ещё задевают жителей тех городов, которые неожиданно оказались в центре внимания изголодавшихся по поездкам туристов.
Как же это всё в итоге влияет на наши российские туристические реалии, пытаемся понять в статье.
Вопреки, а не благодаря
Кажется, именно такого девиза придерживаются как путешественники, так и работники туристической сферы, потому что, несмотря на все ограничения и трудности, туризм продолжает жить и развиваться. В текущих реалиях мечты о дешёвых турах становятся всё призрачнее и сказочнее, хотя туроператоры и владельцы бизнесов делают всё, что в их силах, чтобы снизить траты путешественников.
Самый яркий пример такой поддержки - снижение цен на транспорт, которое в том числе достигают через увеличения авиапарка лоукостерами. Кроме этого, многие авиакомпании регулярно устраивают марафоны скидок на отдельные направления и сезоны.
Сервисы-арендодатели тоже помогают развивать туризм: у путешественников появляется больше выбора квартир и хостелов для разного бюджета, а за счёт растущей конкуренции сервисы следят за качеством своих услуг более бдительно. В странах Европы и Америке популярен Booking, а в России как альтернатива ушедшей компании появились локальные бизнесы, например, «Суточно» и «Авито. Аренда», Ostrovok, «Отелло».
Не последнюю роль играют и соцсети, которое подпитывают желание людей не сидеть на месте, а продолжать исследовать мир. Когда пользователи видят, что кто-то из их соотечественников и в 2024 году спокойно летает за границу на отдых, то это мотивирует их, ведь они тоже смогут сделать это.
За всё в этой жизни приходится платить
А таким подходом, на наш взгляд, руководствуются власти некоторых стран и регионов, когда вместо приветственной улыбки предлагают туристам заплатить дополнительные налоги за въезд на их территорию.
Вот несколько примеров такого нововведения в мире:
- Венеция - плата за въезд в город для туристов-«однодневок»,
- Бали - туристический налог для иностранцев,
- Россия - туристический налог на Алтае и в Санкт-Петербурге.
Но не только власти меняют своё отношение к туристам - местные жители особо популярных среди путешественников локаций тоже начинают активно выражать свою позицию:
- Барселона и Майорка - протесты против туристических потоков.,
- Япония - установка временного заграждения, который перекрыл вид на гору Фудзи, ради которого туристы толпами съезжались со всего мира в маленький город.
Если вам кажется, что всё это импульсивные действия и людям наоборот нужно радоваться, что их страна и город интересны миру, то посмотрите на ситуацию под другим углом. Острый резонанс в туристическом сообществе отчасти вызвали слова профессора и специалиста по окружающей среде Эмили Уокилд о том, что фанаты путешествий могут «полюбить место до смерти». В погоне за красивыми кадрами, рассказами о лучшем отпуске и просто позитивными эмоциями люди не замечают, какими разрушительными оказываются их действия по отношению к природе и инфраструктуре городов!
Например, туристы серьезно повышают спрос на жильё и цены на него, в результате чего горожане или иногородние сотрудники фирм просто не могут позволить себе аренду квартиры. А ещё туристы могут мешать обычному досугу жителей: занимать все места в ресторанах и кафе даже в будний день, создавать толпы на центральных улицах, оставлять за собой мусор по всему городу. Путешественники уезжают, а убираться и решать проблемы после них приходится местным. Так что определённые ограничения и дополнительные налоги - всего лишь попытка минимизировать ущерб и снизить уровень агрессивности туристической сферы.
Спиралевидное развитие
По такому принципу иногда меняется развитие туристической сферы: в одночасье какой-то город может стать суперпопулярным, а в следующий момент уже лишиться всех туристов.
- Первая история случилась, например, с карельской Сортавалой и дагестанским Каспийском: когда усложнилась логистика до Анапы и Геленджика, туристы из дальних уголков России присмотрелись к новым локациям и полились туда неудержимым потоком. Были ли к этому готовы регионы - вопрос риторический и неоднозначный.
- Второй пример иллюстрирует греческий остров Санторини, который в этом году провёл свой «худший сезон», хотя раньше он привлекал к себе избыточное количество туристов. Предположительно именно это и сыграло с островом злую шутку: люди, зная о повышенном спросе на это направление, просто решили не ехать туда, чтобы «не толкаться»,
Эксперты считают, что все туристические локации не смогут избежать таких скачков и спадов популярности, главный вопрос в том, как они сказываются на местном населении. Об этом держателям туристического бизнеса нужно думать в первую очередь.
Так, например, генеральный директор международной организации в области устойчивого туризма Travel Foundation Джереми Сэмпсон высказал мнение о том, что решать проблему непостоянства и агрессивности туризма нужно с основательной перестройки подхода к нему. Власти не должны превращать город в туристический центр, вызывая дискомфорт у местных, их задача - задать рамки и сформировать ряд правил, которым будут следовать желающие приехать в город. Только после создания баланса между жизнью и туризмом города смогут вздохнуть спокойно.
Туристические тренды
Большие города говорят: «Да!». А туристы отвечают: «Можно лучше маленькие посмотреть?». Если раньше мечтой большинства людей было посещение центральных городов России и зарубежных стран, то за последние годы значительно вырос спрос на «нетуристические» места.
Путешественникам уже не так интересно смотреть на небоскрёбы или лежать у бассейна в дорогом отеле - в них просыпается детское любопытство, которое ведёт их в небольшие городки и посёлки, где местная жизнь предстаёт во всей красе. Непопулярные у туристов города от такого тренда выигрывают финансово - торговля сувенирами, едой (общепит и продукты) и прочим. Но и элемент проигрыша тоже имеется, ведь у таких мест банально нет подготовленности к потоку гостей: нехватка персонала в заведениях, количества апартаментов/квартир/отелей для аренды, пробки на улицах города - лишь некоторые примеры негативного влияния популярности.