Память младенцев и инфантильная амнезия - это феномен, загадка которого до сих пор не разгадана. Многие из нас не могут вспомнить события, произошедшие в первые три-четыре года жизни!
Давайте разберёмся, почему так происходит, что собой представляет инфантильная амнезия и какие гипотезы учёные выдвигают в попытке объяснить этот загадочный феномен.
Память младенцев и инфантильная амнезия
Вопреки распространённому мнению, младенцы действительно способны формировать воспоминания: они могут узнавать лица, реагировать на улыбки и запоминать простые действия. Как показывают исследования, шестимесячные дети могут схватывать простые действия (например, нажатие на кнопку для запуска игрушки), но при этом такие воспоминания остаются с ними лишь на короткий срок.
С возрастом дети начинают сохранять воспоминания на более длительное время. Однако остаётся фактом, что большинство взрослых людей не могут вспомнить события, произошедшие в первые годы их жизни. Это явление получило название инфантильной амнезии и до сих пор является объектом тщательного изучения учёных.
Гипотезы о причинах амнезии
1. Гипотеза самоощущения
Согласно гипотезе самоощущения, младенцы в возрасте до 18 месяцев не имеют чёткого самосознания, они ещё не могут осознать себя как отдельную личность, что мешает им формировать автобиографические воспоминания. Таким образом, без чёткого осознания собственного «я» младенцы не могут хранить воспоминания о себе в долговременной памяти.
2. Гипотеза языка
До определённого возраста дети ещё не умеют говорить или владеют лишь основами языка. Поскольку речь важна для организации и восстановления воспоминаний, её отсутствие или недостаточность на ранних этапах жизни мешает младенцам сохранять и возвращаться к своим ранним воспоминаниям. С приобретением навыков речи у ребёнка увеличивается и способность к формированию долговременных воспоминаний.
3. Гипотеза гиппокампа
Биологическая гипотеза связывает инфантильную амнезию с недоразвитием гиппокампа. Гиппокамп - это часть мозга, ответственная за формирование новых воспоминаний и их передачу в долговременную память. У младенцев гиппокамп ещё недостаточно зрел, что затрудняет процесс формирования длительных воспоминаний. С возрастом гиппокамп развивается, и вместе с этим улучшается способность к сохранению долгосрочных воспоминаний.
4. Гипотеза защиты
Ещё одна интересная теория - гипотеза защиты. В её основе лежит предположение, что инфантильная амнезия защищает младенцев от негативных воспоминаний, которые могли бы повлиять на их эмоциональное и психическое развитие. Младенцы крайне уязвимы по всем фронтам, и такой защитный механизм мог бы предотвратить формирование травматических воспоминаний, которые помешали бы их успешной адаптации.
Эволюционные аспекты
Инфантильная амнезия также рассматривается с точки зрения эволюции. Младенчество - это период наибольшей уязвимости, поэтому многие воспоминания о нём могут быть довольно травматичными. Сейчас широко обсуждается возможность того, что инфантильная амнезия служит механизмом защиты, позволяя избежать постоянного переживания беспомощности и уязвимости.
Рассуждая с этой точки зрения, можно сделать вывод, что забывание событий раннего детства является адаптивной стратегией, помогающей младенцам и маленьким детям сосредоточить внимание на настоящем и будущем, не отягощая их психику тяжёлыми воспоминаниями о прошлом.
Инфантильная амнезия остаётся одной из серьезных загадок науки. Несмотря на многочисленные гипотезы, ещё не найдено окончательного ответа на вопрос, почему мы не помним первых лет своей жизни. Возможно, это комплекс причин - биологических, когнитивных и эволюционных, - которые вместе формируют этот феномен? Исследования в области неврологии, психологии и эволюционной биологии продолжаются, и, возможно, в будущем мы сможем разгадать эту загадку до конца.