Август в последние десятилетия традиционно связывается в России с разного рода негативными событиями. Действительно: дефолт и начало двух экономических кризисов, скоротечная война с Грузией, катастрофа с атомным подводным крейсером «Курск», пожар в телецентре «Останкино» с отключением на неделю от телесигнала половины страны… Тут любой поверит в судьбу.
Между тем, август был богат на серьёзные драмы и крупные события, повернувшие ход российской истории, и задолго до Перестройки! Вспомним некоторые такие события вместе.
Операция «Прибой», или крах мечты о социализме с человеческим лицом
В 1968 году в Чехословакии начался период политической либерализации, известный как Пражская весна. Во главе с новоизбранным первым секретарём Коммунистической партии Чехословакии Александром Дубчеком руководство страны начало проводить реформы, направленные на демократизацию политической системы, увеличение свободы слова и печати, ослабление цензуры, а также на экономические реформы, которые должны были привести к постепенному переходу от плановой экономики к смешанной экономике.
Эти реформы вызвали обеспокоенность среди лидеров других социалистических стран Восточного блока, а особенно в Советском Союзе, который опасался, что успешные реформы в Чехословакии могут привести к распространению либеральных настроений в других странах социалистического лагеря и подорвать контроль Советского Союза над регионом.
21 августа 1968 года вооружённые силы стран Варшавского договора, включавшие войска СССР, Польши, Восточной
Германии,
Венгрии и Болгарии, вторглись в Чехословакию, чтобы подавить реформаторские движения. В общей сложности в операцию было вовлечено более 200 тысяч солдат и 5 тысяч танков. Чехословацкие вооружённые силы не оказали организованного сопротивления, и вторжение прошло практически без боевых действий.
Вторжение вызвало волну протестов в Чехословакии и осуждение со стороны западных стран. Однако, несмотря на критику, Запад не предпринял активных действий, ограничившись дипломатическим давлением. Внутри социалистического лагеря это событие также вызвало напряжение, хотя большинство социалистических стран поддержали действия Советского Союза.
Это событие стало одним из ключевых моментов Холодной войны и подтвердило невозможность радикальных политических и экономических реформ в странах Восточного блока без согласия Москвы. Оно также привело к усилению недовольства в самой Чехословакии, что в конечном итоге, через два десятилетия, стало одной из предпосылок падения коммунистического режима и Бархатной революции 1989 года.
Первая железнодорожная катастрофа
Первая железнодорожная катастрофа в истории России произошла на Царскосельской железной дороге 11 августа 1840 года: в этот день поезд, следовавший по маршруту Санкт-Петербург - Павловск, потерпел крушение из-за поломки оси одного из вагонов.
В результате этого несколько вагонов сошли с рельсов, наибольший ущерб был нанесён первому классу пассажирского поезда, где находились наиболее состоятельные пассажиры. Во время инцидента погиб машинист поезда, англичанин по имени Томас Эндрюс (иногда его называют в источниках Эдвардом Гилленом), который не успел покинуть свой пост и погиб на месте, были ранены несколько пассажиров, хотя точное количество пострадавших не известно.
Нашествие Тохтамыша
После поражения на Куликовом поле в 1380 году татаро-монгольский темник Мамай утратил влияние и был свергнут новым ханом Золотой Орды Тохтамышем. Этот новый правитель стремился восстановить контроль над русскими землями и наказать великого князя московского Дмитрия Донского за его сопротивление Орде.
В 1382 году хан Тохтамыш организовал поход на Москву: его армия двинулась в сторону столицы Руси, встречая слабое сопротивление, так как большинство войск Дмитрия Донского были выведены для защиты других городов и территорий. Когда Тохтамыш подошёл к Москве, город оказался неподготовленным к столь серьезному нападению.
На четвертый день осады, 26 августа 1382 года, Тохтамыш применил хитрость, обещая жителям и защитникам города безопасность, если они откроют ворота. Москвичи, поверив обещаниям, открыли ворота города.
Соврали: Москва была жестоко разграблена и почти полностью сожжена. По различным оценкам, в результате нападения погибли тысячи горожан, а сам город был разрушен.
Разграбление Москвы Тохтамышем стало серьёзным ударом по Московскому княжеству, которое понесло огромные человеческие и материальные потери. Однако этот трагический эпизод не смог поставить Москву на колени - напротив, он стал стимулом для дальнейшего укрепления княжества.
Покушение на Ленина
30 августа 1918 года Владимир Ленин выступал на митинге перед рабочими завода имени Михельсона в Москве. Завод был одним из крупнейших, Ленин прибыл туда, чтобы поддержать боевой дух рабочих и рассказать о планах большевиков по укреплению Советской власти.
После выступления, когда Ильич уже собирался покинуть митинг и садился в автомобиль, в него было произведено несколько выстрелов. По данным расследования, по Ленину стреляла Фанни Каплан - член партии эсеров (социалистов-революционеров). Один из выстрелов ранил Ленина в плечо, а другой - в шею.
Каплан была убежденной революционеркой и членом партии эсеров, бывшей в оппозиции к большевикам после Октябрьского переворота. Она заявила, что считала Ленина предателем революции и ответственным за разгон Учредительного собрания и установление диктатуры большевиков. Каплан была арестована на месте покушения. Вскоре после ареста она призналась в содеянном и была расстреляна 3 сентября 1918 года, через несколько дней после покушения, без суда и следствия.
Покушение на Ленина имело значительные последствия для Советской власти, стало одним из поводов для начала массового террора, который был направлен против реальных и предполагаемых противников большевиков. По всей стране начались репрессии против эсеров, анархистов и других оппозиционных групп.
Сам Ленин выжил после покушения, хотя ранения серьёзно повлияли на его здоровье - считается, что именно эти ранения, наряду с перенесёнными ранее болезнями и стрессом, ускорили его ухудшение здоровья в последующие годы.
Катастрофа «Адмирала Нахимова»
Теплоход «Адмирал Нахимов» был крупным пассажирским судном, построенным в 1925 году в Германии (первоначально назывался «Берлин»). После Второй мировой войны судно было передано СССР в качестве репарации и переименовано в честь русского адмирала Павла Нахимова. Использовалось для круизов и перевозки пассажиров по Черному морю.
Вечером 31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» вышел из порта Новороссийска, направляясь в Сочи с 1234 пассажирами и членами экипажа на борту. В это же время из Новороссийска вышел сухогруз «Пётр Васёв», который направлялся в другой порт с грузом.
Около 23:12 по местному времени, причем в условиях хорошей видимости, произошло столкновение между «Адмиралом Нахимовым» и сухогрузом «Пётр Васёв». Причиной катастрофы стало то, что капитаны обоих судов не смогли правильно оценить ситуацию и приняли неправильные решения. «Адмирал Нахимов» попытался маневрировать, чтобы избежать столкновения, но было слишком поздно.
Сухогруз врезался в бок «Адмирала Нахимова», пробив его корпус. Вода начала стремительно заливать трюмы, и через 8 минут после столкновения теплоход затонул. Катастрофа произошла настолько быстро, что многие пассажиры не успели покинуть свои каюты.
В результате катастрофы погибли 423 человека. Спасателям удалось спасти 836 человек, многие из спасённых получили травмы и были доставлены в больницы.