Легендарный «Титаник», считавшийся крупнейшим лайнером в свое время, бледнеет на фоне современных гигантов. Лайнеры становятся все больше и больше - поверить сложно, но к середине XXI века эти плавучие города могут оказаться в 8 раз крупнее «Титаника»! Уже сейчас такие гиганты, как Icon of the Seas, поражают воображение: высота добирается до 20-этажного дома, а на борту может разместиться до 10 тысяч пассажиров.
С начала 1970-х годов количество круизных лайнеров увеличилось в 20 раз, и тенденция только набирает обороты: уже примерно 35 миллионов человек ежегодно отправляются в круизы, наслаждаясь комфортом и разнообразием развлечений на бортах этих гигантов.
Экологические вызовы и ограничительные меры
Такая динамика вызывает беспокойство и не проходит бесследно для планеты. Главная проблема круизных лайнеров - даже не безопасность пассажиров, а колоссальное воздействие на окружающую среду. Один средний круизный лайнер сжигает столько топлива, что расход энергии на пассажира значительно выше, чем в других видах туризма. И несмотря на то, что в последние пять лет расход топлива на пассажира таки снизился - на 16%, экологичность этих гигантов оставляет желать лучшего.
Многие города Европы уже начали бить тревогу: Венеция, например, запрещает вход крупным лайнерам в лагуну, доступ ограничивают и Барселона с Амстердамом. Все эти меры направлены на снижение давления на хрупкую городскую экологию.
Переход к меньшему воздействию на климат
Перевод флота на более экологичные источники энергии - одно из ключевых решений. Радикальные экоактивисты и вовсе предлагают полный запрет на круизные лайнеры и суперяхты - правда, это предложение, скорее всего, останется в сфере дискуссий, но важность перехода к возобновляемым источникам энергии очевидна.
Сейчас некоторые лайнеры пытаются перейти с мазута на метан. Это снижает выбросы углекислого газа, но, увы, увеличивает выбросы метана - тоже очень сильного парникового газа. Экономисты предлагают ввести экологический налог на круизные путешествия: средства, вырученные таким способом, можно направлять на помощь бедным странам, страдающим от изменений климата.
Одним из перспективных решений является использование аммиака, водорода или биотоплива. Переход на «зеленое топливо» не только уменьшит экологический след, но и может стимулировать массовое производство чистых источников энергии.