В 1990-е годы россияне, измученные семидесятилетними запретами и ограничениями советской эпохи, с энтузиазмом принимали любую импортную продукцию, которая начала поступать в страну. Новизна и доступность этих товаров, в сочетании с их внешним привлекательным видом и часто низкой ценой, делали их особенно популярными на фоне общей бедности.
Многие потребители не задумывались о качестве и безопасности этих продуктов, полагая, что западные товары по умолчанию являются качественными.
В то же время, на волне спроса на импорт, некоторые российские предприниматели выдавали свою продукцию за зарубежную. С ростом числа таких импортных товаров в стране появились и некачественные продовольственные товары, содержащие различные добавки, красители и усилители вкуса, которые продавались преимущественно в мелких частных лавках и кооперативных магазинах.
В то время как магазины, оставшиеся с советских времен, часто имели пустующие полки.
Эти сомнительные бренды также активно продвигались через навязчивую телерекламу, звучащую повсеместно.
Маргарин "Rama"
В
России с 1996 года маргарин "Rama", производимый в
Германии, стал популярным благодаря массированной рекламной кампании. Этот бюджетный растительный спред воспринимался потребителями как изысканное сливочное масло, что привело к его широкому использованию: его намазывали на хлеб и добавляли в разнообразные блюда.
Это было связано с тем, что настоящее сливочное масло было для многих недоступно, и мягкий, слегка сладковатый спред служил доступной альтернативой.
Среди других отечественных маргаринов "Rama" выделялся более высоким качеством.
Поговорка тех времен - "Мама ела “Раму” - ох, как жалко маму!" - отражает народное отношение к продукту.
После использования содержимого пластиковые упаковки от "Rama" находили вторую жизнь в хозяйствах россиян, превращаясь в контейнеры для рассады на дачах.
Спирт "Royal"
В период с 1992 по 1995 год в
России продавался спирт "Royal" с крепостью 96%, украшенный этикеткой с изображением короны. Этот продукт поступал в страну через
Голландию и
Польшу. В Европе его никто не рассматривал как напиток - его применяли как техническую жидкость для чистки оптики или как средство для разжигания огня.
Цена литра "Рояля" была примерно в три раза ниже, чем у пол-литра обычной российской водки, что сделало его особенно популярным среди населения в начале 90-х.
Этот спирт стал "народным напитком", его употребляли все: от студентов до профессоров, обычно разбавляя соком Yupi для нейтрализации неприятного вкуса. В те времена приглашение "сыграем на рояле" символизировало предложение выпить этого спирта.
Однако, точные данные о том, сколько людей могло пострадать от пагубного воздействия сивушных масел, содержащихся в этом спирте, остаются неизвестными.
Кубики Knorr, Galina Blanca, и Maggi
В те времена, когда на курицу средств не хватало, бульонные кубики становились настоящим спасением. Состоящие из крахмала, растительных жиров, имитаторов вкуса, ароматизаторов и соли, они использовались не только для приготовления супов, но и добавлялись в жаркое.
Рекламные слоганы этих продуктов часто звучали в телеэфире, например, "Кнорр - вкусен и скор" или "Галина Бланка буль-буль", где их позиционировали как секретные компоненты семейных рецептов.
Однако регулярное употребление таких бульонов могло приводить к проблемам с желудочно-кишечным трактом, и в составе кубиков не было ни реального мяса курицы, ни говядины.
Жвачки Love is, Turbo, Bombibom
Жвачки Love is запомнились многим постсоветским школьникам благодаря вкладышам с комиксами, которые стали источником необычных уроков о любви и семейной жизни, например: "Любовь - это дать ей свою машину, хоть она и не застрахована". Автор этих комиксов, британский художник, даже не подозревал, что его работы без его ведома используются турецкими производителями для печати на упаковках.
Турецкая жвачка отличалась миксом из двух фруктовых вкусов, которые были ярко выраженными и химическими, но исчезали уже через пять минут жевания.
Турецкие жвачки Turbo и Bombibom также пользовались популярностью среди мальчиков в основном из-за коллекционных вкладышей с изображениями гоночных и роскошных автомобилей. Жвачки эти были довольно жесткими на вкус. Что касается искусственных ароматизаторов с ароматами дыни, банана, шоколада и других, которые далеко не столь полезны, как натуральные, то об этом и говорить не приходится.
Растворимые напитки Invite, Zuko, Yupi
Созданием напитка Invite занимался российский бизнесмен Сергей Выходцев. Его принцип был прост: добавь воды, и из 15-граммового пакетика получалось 2 литра сладкого напитка, имевшего яркие цвета и разнообразные вкусы. Этот напиток стал популярным на школьных и студенческих вечеринках 90-х.
Основу Invite составляли сахар, дополненный красителями, стабилизаторами, эмульгаторами, антиоксидантами и пеногасителями. Некоторые любили просто насыпать порошок на язык, наслаждаясь его "взрывающимся" вкусом во рту.
Yupi, ввозимый из Чили, был похож по составу на Invite и объявлялся как "праздник и радость для всех". Zuko был дороже и позиционировался как растворимый сок с мякотью, из которого выпаривалась вода. Из 25-граммового пакетика получался лишь один литр "сока", отличавшийся более насыщенным вкусом и экзотическими ароматами, такими как маракуйя или папайя.
А вы застали эти продукты на прилавках магазинов?