Поездка на железной дороге издревле воспринималась как большое приключение. Ну, или не очень - если на небольшое расстояние или поезд едет быстро. Это, как нам кажется, последний формат настоящих путешествий. Полеты на самолете - все-таки не то: ты несколько часов сидишь в гудящей трубе, обшитой изнутри пластиком, и слушаешь болтовню других пассажиров, детский рёв или музыку в наушниках, а потом вылезаешь в другой стране, другом часовом поясе, в другом мире, можно сказать.
Поездка в поезде - это процесс. Под стук колёс ты разворачиваешь традиционную курочку-гриль, пьёшь чай из стакана в фирменном подстаканнике, расстилаешь постельное бельё или стоишь в очереди в единственный туалет в конце вагона, а попутно глядишь виды за окном, ведёшь бесконечные споры, призывая в свидетели разных авторитетов, удивляешься новому, радуешься или немного грустишь.
Между тем железная дорога сама по себе может удивлять. Например, в Японии есть специальные наклоняющиеся вагоны, а где-то бывают не только вагоны-рестораны, но и вагоны-рынки! Об этих и многих других фактах - наша сегодняшняя подборка.
Для чего вагонам наклоняться?
Вагоны, которые умеют наклоняться (а такие есть в Японии, их изобрели в 1973 году), предназначены для того, чтобы поезда могли двигаться на большей скорости по кривым участкам железной дороги, обеспечивая при этом комфорт пассажиров.
Когда поезд входит в поворот, наклон кузова вагона помогает компенсировать центробежную силу, которая обычно ощущается как давление в сторону наружу от поворота. Это позволяет уменьшить дискомфорт для пассажиров и избежать необходимости замедлять движение на извилистых участках пути.
Что будет, если дернуть стоп-кран?
В разных странах система экстренной остановки поезда функционирует по-разному. В российском поезде, когда активируется стоп-кран, тормоза срабатывают мгновенно, и поезд начинает экстренно останавливаться, аналогично - в Швейцарии или Германии. В Великобритании система экстренной остановки устроена иначе: при активации стоп-крана пассажиром в кабине машиниста раздается специальный звуковой сигнал, после чего у машиниста есть три секунды, чтобы отменить автоматическое срабатывание тормозов, нажав соответствующую кнопку.
Это позволяет предотвратить ненужные остановки, если сигнал был вызван по ошибке или нет реальной угрозы для безопасности. Однако, даже если машинист отменяет автоматическое торможение, он обязан остановить поезд на ближайшем безопасном участке.
Как работает рынок на колесах?
Рынок на рельсах - это уникальное явление: торговля ведется непосредственно вдоль железнодорожных путей, иногда даже на самих рельсах! Такие рынки чаще всего можно встретить в странах Юго-Восточной Азии, например, в Таиланде. Один из самых известных примеров - рынок Маэклонг в Самутсонгкраме.
Торговцы располагают свои прилавки и товары прямо на железнодорожных путях или в непосредственной близости от них. Когда поезд приближается, подается сигнал, и торговцы быстро убирают свои товары и складывают тенты, освобождая путь для прохода поезда. После того как поезд проедет, торговцы вновь возвращают свои прилавки на место, и торговля продолжается как ни в чем не бывало.
Аэропорт, через который проходят рельсы
В Новой Зеландии есть уникальное туристическое место, которое обязательно стоит посетить - это пересечение железнодорожного пути Нейпир-Гисборн и взлетно-посадочной полосы местного аэропорта. Здесь можно стать свидетелем того, как по одной и той же полосе сначала проходит поезд, а затем, буквально через несколько минут, на то же место приземляется самолет!
Есть ещё несколько примеров таких же или похожих аэропортов. Один из самых известных - аэропорт Гибралтара: здесь железнодорожные рельсы не проходят через взлетно-посадочную полосу, но зато через нее проходит автомобильная дорога, пересекающая взлетную полосу: движение по дороге останавливается каждый раз, когда самолет взлетает или садится.
В целом интеграция железных дорог с аэропортами является обычной практикой. В крупных международных аэропортах, таких как Аэропорт Франкфурта в Германии или Аэропорт Хитроу в Лондоне, железнодорожные пути проходят под землей или над землей.
Поезд, в котором иногда нечем дышать
Самой высокогорная железная дорогая в мире - Тибетская железная дорога: она связывает цинхайский городок Цинин со Лхасой, столицей китайского автономного Тибета. Самая высокая точка на этом маршруте - на перевале Танг-Ла, где дорога достигает высоты 5073 метра, что делает её самой высокогорной железной дорогой в мире.
Строительство этой железной дороги было чрезвычайно сложным и заняло несколько десятилетий. Основные сложности были связаны с суровыми климатическими условиями, вечной мерзлотой и нехваткой кислорода. Дорога официально открылась в 2006 году и стала важным транспортным коридором, связывающим Тибет с остальной частью Китая.
Поезда, курсирующие по этой дороге, специально оборудованы для преодоления высотных трудностей: вагоны герметичны, чтобы предотвратить снижение давления, и снабжены системами подачи кислорода для пассажиров, что помогает справляться с симптомами горной болезни.
Как выглядит пятизвездочный отель на рельсах
Такие поезда, часто называемые люксовыми или круизными поездами, дают своим пассажирам возможность насладиться красотой пейзажей, не жертвуя комфортом. Внутри поезда 5* пассажиры размещаются в просторных и изысканных номерах, которые больше напоминают номера люксовых отелей, чем традиционные купе: в сьютах могут быть отдельные спальни с большими кроватями, гостиные зоны, отдельные ванные комнаты с душем или даже ванной.
На борту поезда обычно находятся один или несколько ресторанов, где пассажиры могут наслаждаться блюдами высокой кухни, приготовленными шеф-поварами. Меню часто включает изысканные блюда с местными ингредиентами, вина и напитки премиум-класса. Ещё в поезде могут быть библиотека, салон для чтения, смотровые площадки с панорамными окнами, где можно любоваться пейзажами. Некоторые поезда даже предлагают спа-услуги, включая массаж, сауны и другие процедуры, что делает поездку еще более расслабляющей.
В числе самых известных пятизвездочных поездов - Orient Express в Европе, Royal Scotsman в Шотландии, Maharajas' Express в Индии и The Ghan в Австралии.
Поезда стимулировали развитие турбизнеса
Поезда-отели не единственное, что связывает железную дорогу с туризмом - само по себе появление поездов оказало мощное стимулирующее влияние на отрасль. Так, именно благодаря «железке» возник первый туроператор и был продан первый пакетный тур - это произошло в 1841 году.
Том Кук, бизнесмен от Бога (и по совместительству христианский проповедник) придумал продавать пассажирам поезда сэндвичи, а потом смекнул, что можно сделать услугу комплексной, договорился с железной дорогой и организовал компанию. Первые организованные путешественники, помимо еды, получали ещё напитки и теплый плед. Очень быстро бизнес стал расти, развиваться, перебрался через океан, так что уже к 1860 году компания Томаса Кука продавала более 900 туров по всему миру.
Поезда и законы
В мире есть десятки странных законов, но лишь немногие из них связаны с железными дорогами.
- Например, в первые месяцы Первой мировой войны во Франции запретили целоваться на перронах - это сделали, чтобы не задерживать отправление поездов из-за эмоциональных прощаний. Война кончилась, но запрет прижился и даже, на удивление, дожил до сего дня.
- Или другой закон, принятый в 1910 году в Баварии, запретивший машинистам и кочегарам выходить на станции, чтобы выпить пива. Сейчас это звучит смешно, но по тем временам обычным делом было на конечной станции разгружать кочегаров «как дрова»!
- Наконец, в XIX веке англичане, уставшие от сумятицы со временем (в каждом городе Британской империи, где, как известно, не заходило солнце, его определяли именно по положению дневного светила), добились от королевского правительства введения единого времени по Гринвичскому меридиану, а затем и разделения земли на 24 часовых пояса.