Образование в России продолжает активно и быстро меняться, особенно за последние 2-5 лет. Что ждать школьникам, а что поджидает студентов? Постарались выделить главные тенденции, которые нельзя упускать из виду в ближайшие пару лет.
В школах появится предмет «Семьеведение»
Такое нововведение анонсировали в апреле 2024 года, но справедливости ради отметим, что методические и учебные материалы на подобную тему были и раньше - и в 2013, и в 2019 году. Как утверждает Татьяна Голикова, зампредседателя правительства РФ, семьеведение будет ориентироваться на формирование у детей здоровых семейных ценностей, позитивного отношения и желания создать семью.
Это не будет обязательным предметом - предполагается, что «Семьеведение» станет или факультативом (вариантом внеклассной работы по выбору), или войдет в «Разговоры о важном». Не планируется вводить и оценок, и даже отдельных педагогов - эту нагрузку хотят предложить школьным психологам или специалистам по истории и обществознанию.
И раньше предмет можно было ввести в своей школе, на местном уровне, а теперь он будет доступен на уровне федеральном. Надеемся, что курс будет всеобъемлющим: например, можно рассказывать детям о семье с точки зрения разных культур и религии, рассматривать разные форматы и функции членов семьи, рассуждать о честности, гармонии партнеров, важности открытости и взаимоуважения.
Вернется черчение - но не для всех
Предмет в обязательном порядке появится у старшеклассников, которые выбрали инженерный или технологических профиль. Причем начинаться обучение будет уже в 5-9 классах, просто как «Освоение основ черчения», некий подготовительный курс.
Впрочем, удивительного в такой новости мало: действительно, рисовать и читать эскизы и схемы, развивать пространственное воображение критически важно для любого инженера и конструктора. Это позволит лучше подготовиться к дальнейшему образованию (высшему или среднему специальному), даст возможность сэкономить на репетиторах, расширит выбор специальностей. В конце концов, гуманитариев никто мучить чертежами не будет!
Пересдача ЕГЭ
Одна из самых «горячих» и неоднозначных новостей последних лет. С 2024 года выпускники школ (11 классов) могут пересдать один предмет в рамках этого же года, этой же приемной кампании. Но очень важно помнить: засчитывается в случае пересдачи второй вариант, а не лучший. Если вы отправляетесь на пересдачу, первый результат аннулируется автоматически, даже если по факту он окажется выше, чем при повторной сдаче.
А вот ОГЭ можно пересдать аж три раза: два раза летом (в специальные резервные дни) и один раз осенью. Если уж и осенью вы с экзаменами не справитесь, лучше отправиться на повторный курс (второй год).
Вузы отказываются от Болонской системы
Тоже не прямо уж новость для многих, но обойти вниманием ее мы не могли. К Болонской системе российские университеты начали приходить с 2003 года (закончив, в принципе, этот переход к 2010-му по всей стране): высшее образование разделилось на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), оставив в силе дальнейший переход в аспирантуру по желанию. Такой формат уравнивал российскую систему высшего образования с европейской, обеспечивал (при желании) легкий перевод в вузы любых других стран, которые придерживаются той же системы.
Однако с 2022 года
Россия начала выходить из Болонской системы: кто-то это горячо приветствует, кто-то возмущается, но процесс обучают завершить к 2025 году. Так, в 2024 году будут «розданы» последние привычные степени бакалавров и магистров - будут приняты следующие форматы:
- Базовое высшее образование (4-6 лет в зависимости от специальности, направления),
- Специализированное высшее образование (1-3 года).
В среднем вузы теперь будут учить студентов 5-9 лет.
Очень неравномерно такое нововведение приняли в преподавательских кругах. Да, многие справедливо считают, что переход не будет быстрым, все равно на долгое время сохранится привычное разделение - если уж не де-юре, то де-факто, в головах. Сжать 6 лет привычного обучения в 4 года, скажем - задача не из простых, но, с другой стороны, для многих специальностей это станет шансом быстрее выводить новых квалифицированных специалистов на рынок труда, где они уже будут получать реальный опыт работы и оттачивать навыки на реальных случаях.
Однако как быть с нагрузкой на педагогов, которая при такой интенсификации неизбежно увеличится? Однозначно придется увеличивать штаты преподавателей, вводить надбавки, привлекать квалифицированные кадры (возможно, и приглашенных специалистов, лекторов на совмещение), активнее внедрять онлайн-курсы (например, лекции в записи).
Многие справедливо считают, что увеличение сроков обучения закономерно приведет к повышению трат на высшее образование. Скорее всего, в связи с этим расцветут предложения образовательных кредитов (хочется верить, что бояться их не стоит - даже с нынешними высокими ключевыми ставками тот же Сбербанк предлагает образовательные кредиты от 3%). Ну и наверняка станет больше предложений по профессиональной переподготовке и повышению квалификации: намного выгоднее будет (и по деньгам, и по времени) получить доп. образование на основе имеющегося, чем получать еще одно принципиально новое.
Студентов вузов будут учить патриотизму
В
вузах предлагается ввести (в принципе, с сентября 2023 года он уже существует) предмет ОРГ - «Основы российской государственности». Пока, к сожалению, содержание предмета и учебников по нему еще немного плавает: здесь немного из географии, что-то из истории, толика политологии… Цель же заявлена такая: показать самобытность России, ее отличие от стран Запада, Востока или Африки, раскрыть смысл и ценности российской цивилизации, а заодно и привить ценные навыки научного мышления, анализа, критического осмысления.
ОРГ предполагается вести в формате лекций и семинаров, он занимает 30 академических часов на первом семестре первого же курса. Пока что курс состоит из пяти блоков, которые затрагивают разные этапы становления РФ (причем практически обходят геополитические события последних лет).