Тридцать лет назад, в глубине Беловежской пущи, были оформлены документы, закрепляющие распад СССР. Вследствие этого, 15 республик, ранее входивших в состав Союза, обрели независимость и начали развиваться по собственным траекториям.
Это время ознаменовалось запуском масштабных архитектурных проектов и попытками справиться с наследием советской эпохи. Некоторые города преобразились и благоустроились, тогда как другие оказались охвачены упадком и унынием. К тому же, не каждая столица постсоветских стран может похвастаться обширной историей и множеством исторических памятников, заслуживающих подробного осмотра и сотен фотографий на память.
Кишинев (Молдова)
В истории Молдавского княжества столицей был город Яссы, ныне находящийся на территории
Румынии, в отличие от Кишинева, который неоднократно подвергался разрушениям и практически не сохранил исторические артефакты.
Сегодня в Кишиневе проживает почти 700 000 человек. После распада СССР городское развитие замедлилось, и строительство новых зданий почти прекратилось.
Городской пейзаж в основном формируют неинтересные здания советской эпохи, за исключением Триумфальной арки и нескольких церквей. Местные жители, живущие в многоэтажках, часто самостоятельно перестраивают пристройки и балконы, добавляя элементы хаотичной застройки.
Основное транспортное средство в городе - маршрутки, которые курсируют намного чаще, чем автобусы или троллейбусы.
Минск (Беларусь)
Минск, столица
Белоруссии, хотя и представляет собой аккуратный город-миллионник с европейским уровнем чистоты, испытал значительные разрушения во время Второй мировой войны.
В архитектурном плане здесь сохранились лишь единичные исторические здания, такие как костел и несколько церквей, в то время как большинство сооружений были воздвигнуты после 1945 года. Город привлечет внимание любителей сталинского ампира и типовой советской застройки, а также тех, кто испытывает ностальгию по временам СССР.
Душанбе (Таджикистан)
Душанбе, столица одной из наименее развитых республик СССР и современного
Таджикистана, сохранила облик большого кишлака, которым она была в начале XX века.
С момента распада СССР и последующих гражданских конфликтов, новое строительство сосредоточено преимущественно в центре города, где сталинские архитектурные формы заменяются на современные, но безликие конструкции из стекла и бетона. Транспортная сеть города в основном представлена маршрутками, с несколькими работающими автобусными и троллейбусными линиями. В городе часто возникают пыльные бури, и на улицах много мусора.
Астана (Казахстан)
В советские времена небольшой уездный город Акмолинск, известный как центр освоения целины, в 1990-е годы был выбран для роли новой столицы независимого
Казахстана. Считается, что перенос столицы из Алма-Аты на север был мотивирован желанием предотвратить сепаратистские настроения среди русского, немецкого и других национальных меньшинств в северных регионах.
С 1997 года Астана обладает статусом столицы, и за последние 25 лет население города увеличилось с 260 000 до 1 400 000 человек. Основная застройка представлена новостройками из стекла и бетона, возвышающимися на фоне бесконечной степи. В городе мало деревьев, но часты пыльные бури и резкие температурные перепады, от летней жары до зимнего холода. Астана быстро растет, но при этом не имеет знаковых архитектурных объектов, подобных тем, что есть в Дубае.
Городские транспортные средства ограничиваются автобусами, что является недостаточным для города-миллионника, также Астана возглавляет антирейтинг крупнейших городов СНГ без метрополитена.
Бишкек (Киргизия)
Бишкек, столица
Киргизии, ранее известная как Фрунзе в советское время, достиг статуса города-миллионника. Его развитие пришлось на советскую эпоху, когда были построены здания в стиле сталинской архитектуры, типичные жилые панельные дома и административные здания. Однако в течение почти 35 лет независимости эти сооружения значительно постарели, их фасады застроены незаконными пристройками и покрыты рекламой.
Инфраструктура города также испытывает проблемы: дороги и тротуары в плохом состоянии, газоны почти лишены травы, а общественный транспорт в основном представлен маршрутками, хотя троллейбусы все еще функционируют.
В отличие от других среднеазиатских городов, большинство вывесок в Бишкеке выполнены на русском языке, что ставит его в один ряд с некоторыми городами
Казахстана в этом аспекте.
А вы бывали в этих городах? Поделитесь своим впечатлением в комментариях!