В новой для нас стране или городе каждый элемент кажется интересным и значимым. Однако, проживая в России всю жизнь [или достаточно долго], мы часто перестаем замечать привычные вещи, которые формируют наше повседневное пространство. Они становятся неотделимыми от нашего восприятия и, можно сказать, частью нас.
Наш выбор несет в себе преимущественно критический характер, поскольку он выделяет аспекты, требующие особого внимания. Не стоит забывать, что многие из этих проблем могут быть решены различными способами: через государственное регулирование, частные инициативы или комплексные решения. Важно помнить, что привычка к негативу не должна стать нормой, и для превращения минусов в плюсы необходимы целенаправленные усилия.
Заборы Лахмана и просто заборы
Одной из первых вещей, заслуживающих внимания, является привычка возводить заборы, что стало характерной чертой нашего менталитета. Заборами в России огораживают буквально всё: автомобильные дороги отделяются от тротуаров, пешеходные дорожки - от газонов, парки - от прилегающих улиц, участки - от соседних, а территории учреждений - друг от друга и от улиц. Это приводит к абсурдным ситуациям, когда заборы внезапно обрываются через несколько метров или имеют никогда не закрывающиеся ворота, но обязательно должны присутствовать.
Эту "особенность" необходимо как-то решать, однако это сложно, учитывая, что высота и непрозрачность забора часто воспринимаются как показатель статуса владельца территории. В этом плане особенно примечательны заборы типа «ПО-2» (плита ограды), спроектированные архитектором Борисом Лахманом и названные в его честь. Эти массивные железобетонные конструкции с ромбовидным узором стали визитной карточкой страны. Если бы проводился конкурс на главный символ советской эпохи, перешедший в современную Россию, заборы с ромбиками, вероятно, соперничали бы с гранеными стаканами за первое место.
Кондиционеры и реклама на фасадах
Следующей визуальной особенностью, присущей всем российским городам, является обилие рекламных баннеров и растяжек, а также кондиционеров на фасадах зданий. Это явление демонстрирует неуважительное отношение к исторической архитектуре. Даже на относительно новых зданиях реклама и кондиционеры искажают внешний вид, портя облик улиц, районов и всего города. Особенно остро это ощущается в отношении исторических построек. Когда видишь дореволюционный особняк, завешанный яркими рекламными вывесками и кондиционерами, трудно не испытать сожаления.
Причины такого явления понятны. С одной стороны, российский капитализм полагает, что громкая реклама способствует торговле. С другой стороны, людям хочется комфорта, особенно в жаркие летние дни. Однако отсутствие законодательного регулирования по этому вопросу вызывает недоумение. Граждане тоже могли бы проявлять больше сознательности. Пока же все остается по-прежнему: вместо того чтобы наслаждаться исторической архитектурой во время прогулки по центру города, приходится читать про акции мобильных операторов и спецпредложения на туры в Турцию. Архитектура же, как всегда, вынуждена терпеть.
Грязь
Следующая особенность российских городов, возможно, самая печальная и неприглядная с визуальной точки зрения, но, увы, ставшая обыденностью на протяжении большей части года - это вездесущая грязь. С сентября по май (в разных регионах сроки могут немного варьироваться) она окрашивает всё вокруг в оттенки серо-коричневого цвета. Грязные дороги, тротуары, машины, одежда и обувь, остановки, заборы, рекламные вывески и фасады домов - всё буквально покрыто грязью. Это не только выглядит отвратительно, но и создает множество проблем: обувь быстро изнашивается, машины теряют цвет за неделю без мойки и покрываются надписями вроде «Помой меня».
Контраст с европейскими городами, даже северными, бросается в глаза. Там чистота, а у нас - грязь. Причины этого явления очевидны. Неправильная парковка: припарковался на газоне, поехал и разнес грязь.
Строительные работы без соблюдения санитарных норм: трактора и самосвалы везут на стройку песок и бетон, а увозят землю на колесах. Неправильно спроектированные зеленые зоны и газоны вблизи тротуаров и дорог, откуда грязь стекает на асфальт при первой же оттепели. Противогололедные реагенты, превращающие снег в грязную жижу. А еще промышленность, выбросы и вредное производство в черте города. Можно даже погоду добавить к этому списку, но это уже в самую последнюю очередь.
Маршрутки
Следующая особенность российских городов, к сожалению, отдаляет нашу страну от развитых европейских стран и сближает с менее развитыми государствами Азии и Африки. Как и почему с улиц наших городов начали исчезать комфортные трамваи и троллейбусы, а автобусный парк стал устаревать и приходить в негодность? На место исчезнувшего общественного транспорта пришли неудобные, тарахтящие маршрутки, которые изначально не предназначались для перевозки пассажиров.
Эти транспортные средства характеризуются полным отсутствием комфорта (приходилось ли вам ездить в них стоя?), недостаточной безопасностью, отсутствием профессионализма у водителей и частым нарушением ими правил дорожного движения. Добавим сюда отсутствие прозрачности в продаже билетов и уплате налогов.
В результате, сплошные минусы. Есть ли плюсы? Да, есть возможность выйти между остановками поближе к дому. Но главное, в условиях плачевного состояния транспортных систем большинства городов, маршрутки уже нельзя просто взять и отменить. Это создает абсолютно патовую ситуацию. Пассажирам остаётся только набраться терпения и верить в светлое транспортное будущее.
Микрокредитные конторы
Самый пессимистичный пункт в нашем списке - это микрокредитные конторы. Хотя эта проблема появилась сравнительно недавно, она стремительно распространилась и стала серьёзной угрозой. Офисы микрофинансовых и микрокредитных организаций в последние годы густо покрыли улицы российских городов. "Деньги до зарплаты", "без паспорта и поручителей", "под 1% в день" - эти и другие заманчивые предложения с мелкими приписками внизу стали привычной частью городской среды.
Многие (возможно, большинство) избегают таких контор, зная о возможных последствиях. Однако осведомлены об этом далеко не все, и последствия таких займов известны. Хотя тема глубокая, мы сегодня обсуждаем внешние особенности российских городов. И здесь картина не лучше: палатки, затянутые рекламой с улыбающимися девушками, протягивающими стопки пятитысячных купюр, уродуют городской пейзаж. Часто они устанавливаются прямо на остановках, чтобы граждане могли легко заглянуть туда по пути с работы.
Государство начало решать эту проблему, но впереди еще много работы.
А в вашем городе есть эти проблемы?