Согласно последним данным Всероссийской переписи населения, три четверти жителей страны (75%) проживают в городских агломерациях, причем количество городов с населением более миллиона человек достигло 16. За последнее десятилетие к списку мегаполисов добавились Краснодар, Красноярск, Воронеж и Пермь, причем население Краснодара выросло на почти 50%.
Только в восьми городах-миллионниках, включая Волгоград со своей уникальной системой метротрамвая и подземными станциями в центре, жители могут пользоваться быстрым городским транспортом по основным магистралям.
Несмотря на советские нормы, которые предполагали разработку проектов метрополитенов или хотя бы скоростных трамваев в крупных городах, ситуация с реализацией подземного транспорта в российских миллионниках остается проблематичной из-за постоянной нехватки финансирования на региональном уровне, и будущее этих транспортных систем остается неопределенным.
Уфа
В Уфе, столице Башкирии, начало строительства метрополитена было запланировано в начале 1980-х годов после того, как численность населения города превысила миллион человек. В 1990-х годах был разработан проект первой линии метро вдоль главной оси города, но к началу строительных работ так и не приступили. В 2011 году проект метро был окончательно отменен в пользу создания линии скоростного трамвая, строительство которой предполагается начать к 2025 году. Кроме того, была запущена городская электричка, использующая имеющуюся железнодорожную инфраструктуру.
После множества закрытий в 2000-х годах, электрический транспорт города ограничивается 7 трамвайными и 9 троллейбусными маршрутами. Большая часть транспортного парка изношена на 95%, а местное управление электротранспортом было признано банкротом.
Красноярск
Решение о строительстве метрополитена в городе, раскинувшемся по обе стороны Енисея, было принято в 1980-х годах из-за его промышленного значения, хотя в то время в городе насчитывалось всего 850 тыс. человек. Миллионное население город достиг только в 2012 году. Строительные работы начались в 1993 году, но продвигались медленно: за почти 15 лет в сложных геологических условиях удалось проложить всего около 3 км тоннелей, прежде чем в 2011 году проект был приостановлен.
В 2018 году вопрос о метро вновь стал актуален, и было решено в рамках первой фазы проекта построить 6 станций от Улицы Копылова до Стрелки. Летом 2022 года было решено трансформировать проект в метротрамвай.
Система электрического транспорта в городе развита слабо, функционируют только 6 троллейбусных и 4 трамвайных маршрута, несмотря на то что численность населения города продолжает расти.Начало формы
Челябинск
Челябинск, известный своей суровой промышленной атмосферой, уже долгие годы занимает позицию крупнейшего российского мегаполиса без метрополитена, при этом Красноярск активно догоняет его в этом аспекте. Челябинск стал городом с миллионным населением в 1979 году, и строительство метро началось в 1992 году. Однако из-за постоянной нехватки финансов, за почти 30 лет на первоначальном участке от Комсомольской площади до Проспекта Победы было возведено только 3,3 км тоннелей и две недостроенные подземные станции, что, тем не менее, превышает достигнутое в Омске.
В 2021 году было решено использовать уже построенные объекты для запуска скоростного трамвая, интегрируя его с существующими линиями трамвая. Открытие новой системы запланировано не ранее 2025 года.
В настоящее время в Челябинске функционируют 15 трамвайных маршрутов, и с 2021 года началась поставка новых трамвайных вагонов, несмотря на то, что общий парк трамваев значительно изношен.
А как вы относитесь к метро? Поделитесь своим впечатлением в комментариях!