Слово «бомж» вызывает в воображении непривлекательную картинку: нечто в грязной и вонючей одежде, пьяное и клянчащее на чекушку. Это стереотип? Возможно. Большая часть бомжей такие, и отношение к ним - соответственно негативное. Заслуживают ли они такого?
Сложно сказать.
Любая дискуссия о бездомных делит собеседников на две группы: первые убеждены, что те во всём виноваты сами и единственное, что тут поможет - живительная эвтаназия. А другие твердят, что Господь велел быть милосердным, а даже если Господа нет, об этом же твердят гуманистические ценности.
Где правда? Попробуем разобраться.
Интернет, СМИ и блоги пестрят сказками о бородатом голубоглазом мужике, попавшем в жертву недобросовестным риелторам и потому оказавшемся бомжом. При всём том это интеллигентный уроженец
Петербурга, бывший географ - речь о Вячеславе Раснере. Про этого дедулю не написал только ленивый, в ютубе без труда обнаруживаются десятки фильмов об этой странной экскурсионной карьере.
В соцсети ВКонтакте есть соответствующая группа под названием «Прогулки с Раснером». Её завела для нашего бомжа волонтёрка по имени Света Котина - её стараниями и родился миф об Вячеславе Романовиче как об экскурсоводе. Клиенты находили этого человека благодаря группе, снабжённой фотографией, номеру сотового и расписанию прогулок. Вы не ослышались: у бомжа есть номер мобильника! Кстати, сотовые есть у львиной доли бездомных.
В сообществе самая активная рубрика - отзывы. Начинается всё радужно, но с каждым новым экраном появляется всё больше негатива: кто-то не удовлетворён содержанием экскурсии, другие - манерами гида, для одних прогулки бесплатны, другие ноют про конский ценник.
Истина, как водится, где-то рядом.
В группе висит сообщение, что она закрыта, а волонтёр не хочет иметь дел с Раснером. Тут же - кучка критики, порицающей жестокую даму, отказавшую в помощи несчастному бывшему интеллигенту. Номер по-прежнему действует, на том конце отвечает манерный пожилой мужчина с неразборчивым и невнятным, словно каши в рот набрал, голосом. Разговаривать бесплатно он не очень-то готов, но активно зазывает на экскурсии. Мол, если клиентов не будет, там и побеседовать можно. Логично: время - деньги.
Мифическое прошлое
Не узнать экскурс-бомжа сложно: его голову венчает приметная шапка цвета фуксия. Такой активный карлик на полусогнутых, с ногами у Раснера проблемы, жизнь на улице ни для кого даром не проходит. В то же время - ни одного ОРЗ, господь пронёс.
От него не пахнет, ведь «бомжество» осталось в прошлом. Но находиться в кампании с этим человеком неприятно, возникает неосознанное ощущение тяжести, хотя, казалось бы, причин тому нет. С вами вежливы, улыбаются, смотрят открыто, но неприятное ощущение не исчезает.
Его научили психологии не книги, а сама жизнь
Почти три года Раснер живёт дома - волонтёры проекта «Ночлежка» нашли для него соцжильё. Но до того были десять лет на улицах Петербурга: за это время бомж обучился искусству уличной жизни и обрёл навыки поиска еды. Уже тогда его не обходили вниманием люди с большим сердцем, всевозможные активисты и доброхоты.
На стороне Раснера работали отличный разговорный запас и опция по памяти цитировать Пушкина и Блока. Он похож на других бездомных: словоохотливый и скрытный, такой удивительный микс. Но человек, не чуждый жизненному опыту, без труда поймёт, что красочные истории про мошенников, воров, подлецов, негодяев, алкашню и многочисленные приключения, сдобренные пословицами и поговорками, стихами и прибаутками уместны для киновоплощения бездомных, но не для настоящих бомжей.
Кроме того, неясно, кем же был сам герой этого текста, какой была его жизнь? Очевидно одно: те подробности, что идут в версии для журналистов и экскурсантов - лажа. Красочный миф, позволяющий вжиться в имидж и активно, ярко и самоотверженно доить многочисленных туристов, готовых ходить по центру города в сопровождении бомжа невзирая, на конский ценник 750 рублей с головы.
Стоит отметить: автобусные и пешие экскурсии с профессионалами обходятся в полтора-два раза дешевле. Видимо, у людей есть лишние деньги, раз за имидж бомжа-интеллигента они готовы платит вдвое. Хотя Раснера стоит посмотреть: ему не чужд юмор, некоторый актёрский талант и штучки из арсенала психолога-любителя.
Один из них - вроде бы бесплатность экскурсий. Заинтересовавшихся прогулками экскурсантов Вячеслав Рувимович минут десять водит по Невскому, а затем, в тщательно подобранном месте, ограниченном стенами и решёткой с завитушками, называет цену прогулки.
Оно, понятно, шокирует, ведь в группе цены как таковой нет. Но вопреки расхожему мнению соцсетей русский человек вежлив, скромен и интеллигентен, а для перевода шокового состояния в протестное необходим некий импульс. В идеале - опыт работы на рынке или стояния в советских очередях за колбасой.
Работает господин бомж шесть дней в неделю, чтит день воскресный. За день проходят три экскурсии с перерывом в пару часов. При маломальской проходимости получается кругленькая сумма в 50-60 тысяч в месяц, да плюс пенсия, плюс переводы от жалостливых людей из Интернета.
Зачем бомжу столько денег?
Квартира у него социальная, стоит 3-4 тысячи рубчиков в месяц, питается дед в основном с лоха, причём в прямом смысле: нередко экскурсия заглядывает в попавшийся на пути гастроном, и добренькие туристы облегчают свои карманы ещё на тысчонку-другую, покупая бомжу продукты.
Днём гид заглядывает с экскурсантами в кафе и столовые. Разумеется, за экскурсовода платит турист. Отказаться можно, но ощущение от того, что ты жадина - непередаваемое. Так стоит ли это того?