Можно протестовать против новостроев, запоем смотреть Варламова и протестовать против «человейников», можно писать кляузы в КГИОП - а можно любоваться красивыми, современными, уместными зданиями
Петербурга, которые были выстроены уже в нулевых.
Они не конфликтуют с прекрасной стариной, не выбиваются из городской застройки и соответствуют самым взыскательным эстетическим представлениям. Сегодня в статье - 12 зданий, которые формируют современный и актуальный облик Санкт-Петербурга и удивительно хорошо вписываются в его архитектуру.
Оригинальный источник данного материала находится по
ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на
http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Реконструированный Генштаб
- Дата: 2013 год
- Дизайнер/архитектор: «Студия-44».
Неоднозначный проект, не без недостатков, но определенно лучшее из того, что было на момент реконструкции. Восточное крыло Главного штаба велела перестроить еще Валентина Матвиенко, и за дело в итоге взялся российский архитектор Никита Явейн, потеснив голландца Рема Колхаса.
Проблема в том, что Главный штаб в принципе не очень хорошо подходит для музея: куча мелких комнаток (дань традициям XIX века) и огромная лестница, которая, кажется, ведет из ниоткуда в никуда. Явейн взял за основу идею перестройки Британского музея: в 1990-х его двор перекрыл архитектор Норман Фостер, что для того времени было просто бомбой. По сути, восточное крыло приобрело фасад из того, что обычно составляет изнанку петербургских особняков, а внутренние дворы-колодца (довольно многочисленные) «накрылись» и стали, по сути, одной большой лестницей.
Новая сцена Мариинского театра
- Дата: 2013
- Дизайнер/архитектор: Diamond Schmitt Architects.
Есть стойкое ощущение, что хает новую сцену Мариинки только тот, кто в ней еще не был. Это уже противоположность идеям перестройки Главного штаба.
Удивительный долгострой: разговоры о проекте велись с 2001 года, архитекторы менялись трижды, бюджеты росли как на дрожжах, а заказчики остались и вовсе не совсем довольны внешней симпатичностью - впрочем, Валерий Гергиев сразу же высокого оценил технологические и акустические качества.
Новая сцена Мариинского театра совершила преступление среди напыщенной петербургской богемы: она превратила театр, балет, оперу, сцену не в священную корову, а в место посещения жителя большого города. Удобное, красивое, в меру даже утилитарное - но без всякого придыхания, лепнины, золотищща в цыганском духе. Можно пойти в ресторан, можно на «Новую Голландию», а можно в новую Мариинку - таков посыл. Демократичный театр для свободных людей постиндустриальной эры.
Даже царской ложи в проекте не было: архитектор Джек Даймонд очень удивился, когда узнал, что в России без нее строить в принципе нельзя.
БЦ «Бенуа»
- Дата: 2008
- Архитекторы/дизайнеры: «Speech Чобан&Кузнецов».
Так с бизнес-центрами и зданиями в промзонах еще не поступал никто и никогда. Фасад БЦ Сергей Чобан украсил эскизами театральных костюмов, которые Александр Бенуа создал для «Дягилевских сезонов».
Во-первых, это просто красиво, особенно вечером и с подсветкой. Во-вторых, удачно и с уважением обыграно место: это Свердловская набережная, возле которой в XIX веке одну из дачных усадеб и занимала семья Бенуа.
В-третьих, это удивительный, уникальный пример, как без превышения бюджета и лишнего «дорохо-бохато» превратить сугубо утилитарное здание в бедном окружении в предмет чуть ли не роскоши.
Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза»
- Дата: 2011
- Архитекторы/дизайнеры: «Герасимов и партнёры» и «Speech Чобан&Кузнецов».
Строился еще тогда, когда в Малой Охте планировали обосновать деловой центр Нового Петербурга. «Охта-Центр» стал «Лахта-центром» и поселился на Финском заливе, «Невская ратуша» (куда радостно переехала городская администрация) обосновалась недалеко от Смольного и Синопской набере жной, а «Санкт-Петербург Плаза» остался в одиночестве. Здание неплохое, но его одиночество и инаковость, собственно, и мешают полностью вписаться в окружающий ландшафт: его задавили требования о высотных ограничениях, из-за чего он смотрится таким коренастеньким толстячком, а не изящным, устремленным вверх небоскребом.
«Дом у моря»
- Дата: 2008
- Архитекторы/дизайнеры: «Герасимов и партнёры» и «Speech Чобан&Кузнецов».
Когда-то (начало 2000-х) Крестовский остров (по крайней мере, его восточная часть) еще имел возможность остаться парковой зоной. Но его стали застраивать сайдинговыми монстрами - дорогущими и ужасающими - так что любые грамотные, лаконичные и стильные здания в этой части города стали на вес золота. Их, к сожалению, не так много:
- Дом «Малахит» (бюро «А. Лён») в стиле неомодернизма
- Клубные апартаменты Diadema Club House (автор - Юрий Земцов)
- «Дом у моря» (Герасимов и Чобан).
БЦ Quattro Corti
- Дата: 2010
- Архитектор/дизайнер: Piuarch.
Когда-то в 1997 году на Невском, 25 был впервые перекрыт двор бизнес-центра, образовав атриум. Теперь почти любая подобная постройка или реконструкция стремится атриум повторить, но выходит удачно далеко не всегда. Хороший пример - как раз БЦ Quattro Corti недалеко от Исаакиевского собора. За историческими фасадами на ул. Почтамской спрятано целых 4 двора в стиле хей-тек, и здесь остекление и атриум - интересные, изломанные линии - только расширяют пространство, делая его более интересным, причудливым, светлым и гостеприимным.
Академия танца Бориса Эйфмана
- Дата: 2012
- Дизайнер/архитектор: «Студия-44».
Строгое здание на Петроградке, ничего лишнего, немного даже сурово. Кому-то здесь видится ретро-привет из 1970-х, кто-то думает, насколько часто приходится мыть кипенно-белый фасад из кирпича. Однако каждому стоит признать: здание, которое столь лаконично снаружи и столь насыщенно, сложно устроено и функционально внутри, заслуживает уважения. А если учесть, что его выстроили буквально за год, то вообще похоже на чудо.
Новая сцена Александринского театра
- Дата: 2013
- Дизайнер/архитектор: «Земцов, Кондиайн и партнёры».
Юрий Земцов наравне с Никитой Явейном и Евгением Герасимовым считается одним из главных архитекторов Петербурга. Обидно, что он уступил в проекте по постройке нового судебного квартала на Петроградке, зато ему отдали Новую сцену Александринки, изящно притаившуюся в зеленом дворе на набережной Фонтанки. Детали и общая суть похожи на предыдущий пункт, на Академию Эйфмана: это внешне скромное, лаконичное здание, в котором спрятана потрясающая технологичная начинка (экспериментальная сцена-трансформер уже успела наделать шуму) и широчайший функционал для деятелей искусства.
Отель «Новый Петергоф»
- Дата: 2010
- Архитектор/дизайнер: «Студия-44».
За проект стоит сказать спасибо, как ни странно, супруге бывшего мэра Москвы - Елене Батуриной: она выступила заказчиком отеля. Никита Явейн с задачей справился блестяще: 6 современных особнячков, которые и образуют четырехзвездочный отель, выглядят актуально и интересно, по-настоящему по-европейски, при этом не перетягивают на себя одеяло петергофских достопримечательностей. Что немаловажно - отлично вписывают в малоэтажную застройку центральной части Петергофа.
МФК «Ковенский, 5»
- Дата: 2013
- Архитектор/дизайнер: «Герасимов и партнёры».
Отличный пример современного нового здания в центре Петербурга! С одной стороны это модернизм на грани роскоши, торжество буржуазии, с другой стороны - никакой неоклассики, идеальная сочетаемость с окружением, уместная фоновость и заполнение пространства между старинными зданиями. Ну и отличный функционал, разумеется, прилагается.
ЖК «Люмьер»
- Дата: 2013
- Архитектор/дизайнер: «Витрувий и сыновья».
Удивительный пример, когда удалось впихнуть невпихуемое. Места на Петроградской стороне было немного, а вот построить хотелось крупный формат - в итоге десятиэтажное здание в виде трапеции выглядит меньше, чем на самом деле есть (и вмещает). Помогают иллюзии верхние стеклянные этажи и красивейший внутренний двор с разноцветными стеклами - и вот дом, который практически огораживает по периметру целый квартал, выглядит свежо, в меру контрастно и нескучно.
Новый терминал аэропорта «Пулково»
- Дата: 2013
- Дизайнер/архитектор: Grimshaw Architects.
До 2013 года аэропорт в Петербурге был настоящим кошмаром - с этим согласятся все: и туристы, и коренные. Современный вариант заходит не каждому: обновленный терминал обвиняют в похожести на туристический аттракцион и в отрицании нормального функционала, осмысленности. Но на деле он весьма неплох и, кстати, на удивление хорошо отражает тенденции азиатской архитектуры, буквально на пике азиатской архитектурной моды - такое легко представить где-нибудь в Сеуле. Насколько это гармонично вписывается в антураж «окна в Европу» - остается вопросом.