Почему Иисусу пришлось умереть?

Apr 23, 2022 09:00


В основе истории о Боге и Его любви к миру мы находим крест. Мы видим, как Иисус добровольно идёт на смерть ради мира. Мы видим, как невиновный человек умирает смертью преступника. Когда мы смотрим на ужас креста, мы раз за разом возвращаемся к вопросу: «Почему Иисусу пришлось умереть?».



Искупление и примирение

В конце концов, римские власти и еврейский совет в равной мере хотели смерти Иисуса, он был политическим и социальным нарушителем спокойствия. Но что сделало смерть Иисуса значимее бесчисленных распятий, совершенных римлянами в первом веке нашей эры у стен Иерусалима?

Христиане считают, что Иисус был не просто политическим радикалом. Для них смерть Иисуса была частью божественного плана по спасению человечества. Смерть и воскресение этого одного человека составляет самую суть христианской веры. Для христиан через смерть Иисуса восстанавливаются разрушенные отношения людей с Богом. Это известно как Искупление .

Слово «искупление » используется в христианском богословии для описания того, что достигается смертью Иисуса. Уильям Тиндейл ввёл это слово в 1526 году, работая над переводом библии с латинского на английский. Он использовал слово «искупление» в качестве замены для латинского термина «примирение». Искупление - примирение мужчин и женщин с Богом через смерть Иисуса.



Но зачем нужно примирение ? Христианское богословие предполагает, что, хотя творение Бога было совершенным, дьявол искушал первого человека, Адама, и грех был принесён в мир. Каждый несёт с собой этот первородный грех, который отделяет их от Бога, точно так же как Адам и Ева были отделены от Бога изгнанием из Эдема.

Основная идея христианского богословия заключается в том, что нужно примирить Бога и человечество. Однако то, как именно смерть Христа поможет этому, является предметом горячих дискуссий.

Новозаветные изображения

В Новом Завете нет определения искупления: вместо этого используется ряд образов, чтобы описать, как Бог достиг примирения с миром через смерть Иисуса. Самым распространённым является изображение жертвоприношения.



Например, Иоанн Креститель описывает Иисуса как «агнца Божьего, берущего на себя грехи мира». (Иоанна 1:29)

Вот ещё несколько образов, используемых для описания искупления:

  • судья и заключённый в суде
  • выплата выкупа за свободу раба
  • король, устанавливающий свою власть
  • торжество над врагом.

А вот несколько примеров того, как Новый Завет объясняет смерть Иисуса:

«Ибо Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, но, чтобы служить и отдать свою жизнь как выкуп за многих».

«Выпейте это, - сказал он, - ибо сие есть Моя кровь, кровь завета, за многих изливаемая во прощение грехов».

Более поздние писатели и богословы толковали мифы и сказания об искуплении противоречиво. Например, в «Христе Викторе» (1931) Густав Ойлен предложил три типа теорий искупления: классический, латинский и субъективный.

Образ смерти Иисуса как жертвы является самым популярным в Новом Завете. Новый Завет использует ветхозаветный образ Страдающего Раба (Исаия 53: 5) и применяет его ко Христу.

Тема смерти Иисуса как жертвы наиболее ярко раскрыта в Послании к евреям . Жертва Христа рассматривается как совершенная. В библейской традиции жертвоприношение было обычным ритуалом: делая подношение Богу или духу, человек, приносящий жертву, надеется установить или улучшить отношения с Богом.



Святой Августин тоже писал о жертве:

«Своей смертью, единственной и самой истинной жертвой, принесённой за нас, он очистил, отменил и искоренил всю вину».

Новый Завет часто описывает смерть и воскресение Иисуса как победу над злом и грехом, представленным дьяволом. Как была достигнута победа?

Для многих писателей это случилось потому, что Иисуса использовали как выкуп или «жертву». В евангелии от Марка 10:45 Иисус описывает себя как «выкуп за многих». Это слово «выкуп» обсуждалось более поздними авторами. Греческий писатель Ориген предположил, что смерть Иисуса была выкупом перед дьяволом.

Григорий Великий использовал образ крючка с наживкой, чтобы объяснить, как дьявола обманом заставили отказаться от своей власти над грешным человечеством.

Крест и прощение

Ансельм Кентерберийский, автор XI века, отверг идею о том, что Бог обманул дьявола через распятие сына. Вместо этого он представил альтернативную точку зрения, которую некоторые называют теорией удовлетворения искуплением.

Согласно этой теории, Иисус страдает за грехи каждого человека, чтобы исправить отношения между Богом и человечеством, отношения, испорченные грехопадением.

Удовлетворение - идея, используемая в ранней церкви для описания общественных действий: паломничества, благотворительности, совершаемых христианином для демонстрации благодарности за полученное прощение.

Крест как нравственный пример

Теории морального прогресса и влияния составляют ещё одну категорию, используемую для объяснения феномена искупления. Они акцентируют любовь Бога, выраженную через жизнь и смерть Иисуса.

Христос принял тяжёлую и незаслуженную смерть. Это проявление любви Господа к человеку, в свою очередь, побуждает нас покаяться и воссоединить нас с Богом. Богослов Пьер Абеляр был одним из апологетов этой точки зрения:

«Сын Божий принял нашу природу и взял на себя ответственность учить нас словом и примером в жизни и смерти».

Теория Абеляра пользуется популярностью среди евангельских церквей и многочисленных христианских сект.

православие, история, христианство, религия, интересные факты

Previous post Next post
Up