И сейчас, и в прошлом профессия бортпроводника имела высокий статус и была привлекательной для многих женщин. Особенно это касалось Советского Союза: в то время, когда путешествия за границу были жестко ограничены, работа бортпроводника предоставляла возможность побывать в различных странах и познакомиться с разными культурами. Это было настоящим приключением и источником мирового опыта.
Стюардесса Аэрофлота
Помимо статуса и возможности путешествовать, бортпроводникам полагалось достаточно внушительное жалование. В СССР зарплата бортпроводников составляла около 200-240 рублей - фактически только офицеры имели сопоставимый уровень дохода.
Более того, бортпроводницы пользовались дополнительными льготами, включая длительный отпуск продолжительностью более 70 дней в году: это позволяло им не только зарабатывать хорошо, но и отдыхать, и проводить время с семьей.
Серьезная конкуренция и строгие требования
В связи с ограниченным количеством международных рейсов из СССР конкуренция за место бортпроводника была огромной. Множество женщин стремилось пройти строгий отбор, чтобы получить эту работу.
Стюардессы Аэрофлота СССР 1970
Вначале критерии отбора были очень строгими: рост не должен был превышать 162 сантиметра (?!), а вес - 52 килограммов. Однако со временем требования стали менее жесткими: важно было не только соответствовать физическим параметрам, но и обладать хорошим здоровьем, коммуникабельностью и дружелюбным характером.
Несмотря на то, что официально внешность не являлась требованием, привлекательность и ухоженность считались плюсом для будущих бортпроводниц.
Они должны были выглядеть аккуратно, иметь приятный голос без речевых проблем и обладать умением «эффективно общаться с пассажирами». Эти качества помогали создавать комфортную атмосферу на борту самолета и делать полет приятным для пассажиров.
Ил 62 салон Аэрофлот
В период Советского Союза возможность работать бортпроводником открывалась для женщин уже в 19 лет. Однако с возрастом, особенно при приближении к 30 годам, шансы на устройство на эту должность снижались, частично из-за предположения о более высокой работоспособности и лучшем здоровье у молодежи.
На некоторое время существовало правило, запрещающее нанимать замужних женщин, однако его быстро отменили.
Хотя состояние здоровья, возраст и внешний вид имели значение при отборе, они не были главными факторами - особое внимание уделялось образованию.
Стюардессы СССР 80х Домодедово
Женщины с дипломами психолога или медицинского работника (даже среднего уровня) имели больше шансов на получение работы. Предполагалось, что такие кандидаты справятся с психологическим напряжением и смогут адекватно реагировать в чрезвычайных ситуациях.
Идеальной кандидаткой для работы бортпроводницей считалась женщина, владеющая иностранным языком, хотя большинство проходили дополнительное обучение на профессиональных курсах.
После завершения обучения наступало время наиболее критического испытания - собеседования в политическом отделе. Отношение сотрудников партийного комитета к кандидату могло иметь решающее значение, и отказ в одобрении со стороны политических чиновников был фатальным для предыдущих попыток трудоустройства.
Однако те, кто успешно проходил собеседование, получали назначение в Министерство гражданской авиации СССР и начинали свой захватывающий, хотя и сложный профессиональный путь.