25 августа зампред Госдумы Борис Чернышов обратился к главе Министерства образования Сергею Кравцову с необычным заявлением. Политик предложил заменить традиционную систему оценок на зачеты для креативных и физических дисциплин в
школах: музыки, изобразительного искусства, технологии и физкультуры.
По мнению Чернышова, оценки по этим дисциплинам не имеют большого влияния на будущую жизнь и карьеру учащихся, но создают значительный стресс для детей.
Пока официального ответа на предложение не последовало, однако идея зампреда Чернышова вызвала активные дискуссии в обществе. Мнения на этот счет у людей разные: некоторые поддержали изменения, другие же выразили опасения, что без оценок преподавателям станет труднее стимулировать интерес учащихся к этим предметам.
Борис Александрович Чернышов
Идея отмены оценок для этих предметов не нова - ее уже выдвигали на рассмотрение. В 2003 году Минобразования предложило перейти систему зачетов для физкультуры, искусства и музыки, так как эти предметы оценивают не столько знания и навыки, сколько индивидуальные возможности учеников в сфере искусства и физической подготовки. Однако в тот момент идею не поддержали, и шагов в эту сторону никто не сделал.
В сентябре 2022 года в правила оформления и выдачи аттестатов внесли новые коррективы: сейчас любые школы могут сами решать, как оценивать учащихся по
изобразительному искусству и
музыке, а по
физкультуре оценки выставляются по усмотрению, если у детей есть ограничения и противопоказания.
Школы получили возможность выбора между зачетной и оценочной системами в этих предметах.
Как эти предметы оценивали раньше?
Изначально, еще в эпоху дореволюционной
России, уроки
физического воспитания,
рисования и
музыкального образования имели статус необязательных курсов в гимназиях, находились в одном ряду с фехтованием, танцами и
изучением иностранных языков.
Гимназии 19 века в России
Однако с приходом большевиков и социализма в страну эти предметы стали постепенно вводить в обязательную программу для каждого ребенка в СССР.
В период с 1920 по 1930 годы в Советском Союзе появились нормы ГТО - «Готов к Труду и Обороне». Школьники сдавали нормативы особой категории - БГТО. Каждый ребенок СССР возрастом с 10 до 17 лет должен был сдавать эти нормы. За выполнение нормативов участникам выдавали значки ГТО (золотые, серебряные и бронзовые), которые показывали, что человек - образцовый гражданин СССР.
Затем, в 1931 году, в систему
школьного образования внедрили инновационную методику - изобразительное искусство. На этом предмете учителя много времени уделяли диалогам об искусстве и культуре. В 1940-е годы к учебному процессу присоединили музыкальные уроки: на них дети не только учились петь, но и изучали музыкальную грамоту, знакомились с классической музыкой, читали современную литературу, посвященную этой сфере.
В середине 1950-х годов появилась новая дисциплина - уроки труда. Для их проведения в советских
школах и училищах стали создавать специализированные мастерские: столярные, токарные, слесарные и кабинеты для изучения основ машиностроения и электротехники.
Что касается систем оценки знаний, то в разные периоды школы и гимназии применяли различные шкалы - от трехбалльной до двенадцатибалльной.
Интересным примером служит Царскосельский лицей, в котором получал образование Александр Сергеевич Пушкин. Там оценки выставлялись в диапазоне от 0 до 4: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Пятибалльную систему, к которой мы привыкли, стали использовать с 1837 года, но до 1944 года в аттестатах могло фигурировать и среднее арифметическое значение оценок.
Современная школьная программа во многом опирается на педагогические методы, разработанные в советский период, и сохраняет пятибалльную систему оценки. Если в 1950-е годы ученики могли получать даже материальное вознаграждение за изготовленные на уроках труда предметы, то сегодня максимальный бонус, который можно получить - это высокий балл в школьном аттестате. Это, в свою очередь, важно только при поступлении в колледж, где школьные оценки до сих пор имеют значение.
Что на этот счет думают учителя?
Учителя
российских школ считают, что вопрос оценки успеваемости по «нетрадиционным» предметам достаточно сложен и многогранен, у системы есть свои плюсы и минусы:
- зачетная система, основанная на выполнении конкретных критериев, действительно может быть менее стрессовой для учеников и учителей, может быть более адекватной для оценки личного прогресса. Однако балльная система может дать больше информации о том, насколько хорошо ученик справляется с разными аспектами предмета;
- вопрос мотивации стоит особняком. Оценки могут служить как стимулом, так и препятствием для развития. Важно, чтобы оценки стимулировали ученика развиваться, а не создавали атмосферу страха или конкуренции;
- некоторые учителя отмечают, что необходимо оценить каждого ученика индивидуально, учитывая его способности и степень прогресса, а не только конечный результат;
- одним из возможных рисков отмены оценок может стать снижение мотивации к постоянному посещению занятий - это важно для предметов, требующих постоянной практики и погружения в суть.
Учителя, которые сейчас работают
в школах России, имеют разные точки зрения на то, как нужно оценивать учеников на физкультуре, изо и технологии. Некоторые считают, что система оценок нужна, но её нужно адаптировать под конкретные условия и потребности учеников.
Независимо от выбранной системы, ключевым остается вопрос справедливости: оценки должны отражать не только уровень знаний ученика, но и уровень его усилий и стараний. Эксперты подчеркивают, что основная цель школьного образования - не только академические знания, но и развитие личности, формирование умений и навыков, которые будут полезны в жизни.
Пока нет однозначного ответа на вопрос, как лучше оценивать успеваемость по таким предметам. Скорее всего, оптимальный подход будет комбинированным и учитывать множество факторов: от возраста и индивидуальных особенностей учеников до конкретных целей образовательного процесса.
Каково ваше мнение: стоит ли потеть ради пятерки по физкультуре или она того не стоит?