Афганская культура, богатая и многогранная, как и любая другая, имеет свои особенности, отражающиеся в жизни её обитателей. В сознании многих из нас Афганистан ассоциируется, прежде всего, с определёнными социальными и культурными стереотипами. Многие слышали или читали о том, что в этой стране действует строгий патриархальный порядок, в рамках которого женщина, кажется, лишена многих прав и свобод.
Население Афганистана пуштуны
Однако важно понимать, что, несмотря на все трудности и ограничения, многие афганские женщины продолжают бороться за свои права и искать пути самореализации. Каждая из них - личность, полна силы, смелости и решимости, что делает их жизненные пути особенно ценными и вдохновляющими.
Когда у власти радикалы
Афганистан - страна с богатой историей, но и с многими сложностями, особенно в отношении социокультурной динамики и положения женщин в обществе. В августе 2021 года стоило пристально следить за событиями в Афганистане, когда радикальное движение "Талибан", которое
Россия признала террористической организацией, вновь пришло к власти. Сначала под их контролем оказалась столица Кабул, а затем почти вся территория страны.
Лидер Талибана 2021
Вспоминая их предыдущее правление с 1996 по 2001 годы, можно отметить ряд жестоких ограничений, введенных ими, особенно в отношении женщин. Женщины столкнулись с рядом строгих запретов: от запрещения работать и получать образование до обязательного ношения бурки в общественных местах.
Однако даже до возвращения талибов к власти, жизнь женщин в Афганистане была далека от простой. Сложная социокультурная ситуация привела к появлению практики "бача-пош". Этот термин, переводящийся с языка дари как "одетые как мальчик", описывает девочек, вынужденных маскироваться под мальчиков.
Подобное «перевоплощение» далеко не ограничивалось одеждой: девочкам приходилось принимать манеры и поведение мальчиков, изучать "мужские" навыки и привычки. Это было своего рода средством выживания в обществе, где большинство прав и привилегий принадлежит исключительно мужчинам.
Такое положение дел в Афганистане стало результатом многовековых традиций и взглядов, а также сложной политической и социальной ситуации. Важно осознавать этот контекст, чтобы понимать исторические и культурные особенности страны и искать пути к решению глобальных проблем, связанных с гендерным неравенством.
Хочешь жить лучше - притворись мальчиком
"Бача-пош" - особенное и малоизученное явление в афганской культуре. В Афганистане это не просто понятие или привычка, это словно отдельная гендерная категория, уникальная для этой страны.
Вне Афганистана это явление практически неизвестно, и когда западные учёные, специализирующиеся на изучении гендерных вопросов или антропологии, сталкиваются с понятием "бача-пош", они часто озадачены и удивлены.
С точки зрения статистики, трудно определить, сколько именно девочек в Афганистане становятся "бача-пош". Однако понятно, что для многих семей это становится способом адаптации к социокультурным нормам и ожиданиям, предъявляемым к семьям с мальчиками.
В афганской культуре традиционно сыновья ценятся выше, поскольку они могут унаследовать семейные ценности, имущество и продолжить фамилию. Семьи без мальчиков часто сталкиваются с общественным осуждением и давлением. В таком контексте "бача-пош" становится не просто выбором, но и стратегией выживания. Наличие даже "символического" сына может значительно улучшить социальный статус семьи и её репутацию в обществе.
Преобразование девочки в "бача-пош" не только улучшает положение семьи, но и предоставляет ей ряд привилегий, которые были бы недоступны обычной девочке в Афганистане.
Это может включать в себя доступ к образованию, возможность работать, а также возможность взаимодействовать с обществом на более равных правах. "Бача-пош" может действовать как старший брат, сопровождая своих сестер на публике, что дает им больше свободы и безопасности.
Это явление также подчеркивает глубокое социокультурное разделение между полами в афганском обществе и показывает, до какой степени гендерные нормы и ожидания могут воздействовать на индивидуальные и семейные решения.
Переодевание как мистический способ изменить судьбу семьи
Суеверные представления играют важную роль в жизни многих афганцев. Многие искренне верят, что женщина имеет какую-то мистическую способность выбирать пол своего ребенка, и поэтому, когда она рожает дочь в обществе, которое ценит мальчиков гораздо выше, ей приходится сталкиваться с осуждением и критикой со стороны соседей и родственников.
Афганистан город Кабул 2021
Эта глубоко укоренившаяся в общественном сознании вера влияет на решение семьи переодевать свою дочь как мальчика. Многие семьи надеются, что такой "ритуал" перехода принесет им счастье и благословение, а следующим ребенком в семье будет настоящий мальчик.
Практика переодевания девочек в мальчиков, как правило, не встречает сопротивления на религиозном или законодательном уровне. В основном это социокультурное явление, которое призвано помочь семье сохранить лицо и статус в обществе.
Однако, когда "бача-пош" достигает подросткового возраста и проходит через этап полового созревания, он или она сталкивается с рядом проблем. Возвращение к истинной гендерной роли требует от девочки преодоления многих внутренних и внешних барьеров.
Воспитанная как мальчик, она может столкнуться с психологическими трудностями при попытках адаптироваться к ожиданиям, предъявляемым к женщинам в афганском обществе. Поиск своего места, принятие своей истинной идентичности и противостояние общественным давлениям делают этот переходный период особенно сложным и напряженным.
Трудно быть афганской женщиной
Афганская женщина, несмотря на свою силу духа и желание жить полноценной жизнью, часто сталкивается с общественными ограничениями и стереотипами. В традиционной афганской культуре многие считают, что главная роль женщины заключается в заботе о доме и рождении детей. К сожалению, она редко может принимать решения о своем будущем, включая выбор мужа или решение о создании семьи.
Культурные и религиозные убеждения, укоренившиеся глубоко в афганском обществе, делают сложным, а порой и невозможным, для женщин противостоять жестокому обращению или даже физическому насилию со стороны мужа.
Система правосудия часто не предоставляет женщинам возможности защитить свои права. Например, развод может быть сложным процессом, в ходе которого женщина рискует потерять право на своих детей.
Трагедия заключается в том, что даже если женщину подвергли насилию или изнасиловали, социокультурные нормы могут склонять её к браку с насильником, чтобы "запятнанная" честь была восстановлена.
Государственные структуры и законы зачастую не обеспечивают афганских женщин должной защитой, оставляя их одних перед лицом жестокости и непонимания общества.
Во второй части статьи поговорим о том, как ограничение прав женщин влияет на жизнь мужчин в стране, и почему это плохо для обоих полов.